Помните, как в советских учебниках применительно ко Второй мировой войне рассказывалось, как «в мире чистогана и наживы» принадлежавшие американским акционерам германские заводы производили военную продукцию для рейха, исправно перечисляя прибыли своим американским акционерам. А американская авиация эти заводы не бомбила (иногда, правда, бомбила, но действительно старалась американскую собственность в Европе не уничтожать).
На самом деле так было всегда. Не буквально так, а принципиально так. С древнейших времён и до конца XIX века начинавшие войну государства в основном лишь закрывали свой рынок для прямого поступления товаров противника. Именно для прямого. То есть купцы враждебного государства не могли торговать на территории своего военного противника.
На этом спокойно наживались нейтралы. Нужда в некоторых товарах не исчезала с началом боевых действий, а заменить поставщика и сейчас бывает непросто, а чем дальше в глубь веков, тем это сделать было сложнее. Например, в XVI–XVII веках в Канаде, Казахстане и Австралии пшеницу ещё не выращивали. Северное Причерноморье, житница древней Греции, а также Северная Африка и Египет, житницы древнего Рима, принадлежали туркам и были включены в их торговый оборот. Россия тогда выращивала в основном рожь и всё больше для собственного потребления (с зарубежьем торговала лесом, пенькой, льном, мёдом, воском, мехами).
Единственным поставщиком пшеницы на европейский рынок была Речь Посполитая. Объёмы по нынешним временам были небольшие: в большей части Европы ещё господствовало натуральное хозяйство и в привозном хлебе нуждались редкие «мегаполисы» того времени. Но и заменить Речь Посполитую, как поставщика, было особенно некем. Поэтому польско-литовскому государству в его войнах с Россией, как правило, симпатизировали и оказывали слабую (максимально по тем временам возможную) поддержку Франция и Англия, основные потребители польского хлеба, а также ганзейские города, обеспечивавшие его доставку от продавца к потребителю и наживавшиеся на этом.
И «окно в Европу» через Чёрное море (через Балтику России, не имевшей Висленского речного пути, возить было далеко и нерентабельно) требовалось Москве тем сильнее, чем больше южных хлебородных провинций переходило от Речи Посполитой под власть России. Не случайно создание русской Новороссии, ориентированной на транзит товаров через тут же построенные мощные черноморские порты (Одесса, Николаев, Херсон) совпало по времени с разделами Речи Посполитой, которые окончательно сделали Россию поставщиком хлеба в Европу. Россия переняла эту торговую позицию у исчезнувшей Польши.
Так же и по другим позициям. Русские металлурги начали конкурировать со шведскими в качестве поставщиков в Европу чугуна и железа только с первой четверти XVIII века, а в XIX веке конкуренция усилилась с началом активного развития района Рура (оружие на…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/02/09/006-velikaya-deglobalizacionnaya-voyna-grss-380118226.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев