Данная статья выступает своего рода прологом перед разбором обстоятельств гибели «Осляби», знакомит читателя с концепцией бронирования, влиянием перегрузки на непотопляемость, боевым опытом систершипов и расчётом фактической осадки броненосца в Цусимском сражении.
Концепция бронирования броненосцев типа «Пересвет»
Для понимания причин быстрой гибели «Осляби» следует ознакомиться с теорией обеспечения его непотопляемости в рамках принятой системы бронирования.
В начале 90-х годов XIX века, когда проектировались броненосцы типа «Пересвет», в российском, как, впрочем, и в мировом судостроении, считалось, что защита необходима только жизненно важным частям корабля (котлам, машинам, боевой рубке, орудиям, погребам боезапаса). Соответственно, корпус корабля в центральной части имел хорошо забронированную цитадель. В оконечностях же не было бортовой брони, а распространение воды вниз предотвращала карапасная палуба.
В те годы фугасные снаряды обычно снаряжались чёрным порохом, а бронебойные зачастую вообще не имели внутри взрывчатого вещества. Пробоины в борту представляли собой аккуратные отверстия, которые по своим размерам лишь немного превосходили диаметр снаряда.
Последствия попаданий снарядов среднего и малого калибра даже около ватерлинии были незначительными. Например, 17 сентября 1894 г. в сражении около устья реки Ялу китайский 150-мм снаряд пробил небронированный наружный борт бронепалубного крейсера «Иосино» в 15 см выше ватерлинии и влетел в угольную яму. Команда обнаружила поступавшую воду, затем нашла источник её появления и закупорила отверстие деревянной пробкой.
Пробоины от снарядов крупного калибра были опаснее: через них могло поступить больше и воды, и заделать их было сложнее. Но орудия крупного калибра имели низкую скорострельность и физически не могли обеспечить большое количество попаданий.
Таким образом, в начале 90-х годов XIX века забронированный корабль практически не мог быть потоплен артиллерийским огнём. Поэтому главной опасностью считались мины и торпеды.
Непотопляемость «Осляби», как и других кораблей того времени, была обеспечена за счёт запаса плавучести отсеков, находившихся внутри цитадели. По расчётам, в случае повреждения и затопления небронированных оконечностей, броневая палуба всё равно оставалась над водой. Свободно сообщаться с морем – это самый опасный тип затопления – могли только отсеки снаружи от траверзов.
Жизнеспособность данной концепции бронирования была подтверждена опытом Японо-китайской войны 1894-95 гг. Китайские броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань», составлявшие ядро флота, имели броневую защиту менее чем на половину длины корпуса. В сражении 17 сентября 1894 г. около устья реки Ялу в «Динъюань» попало 158 снарядов, которые не нанесли существенного ущерба плавучести и остойчивости. «Чжэньюань» получил 220 попаданий, в том числе одно 320-мм…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/02/07/338-o-nepotoplyaemosti-bronenosca-oslyabya-grss-379609227.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев