Одной из составляющих самосознания и сплоченности общества является память. Хотя память всегда индивидуальна и субъективна, она, тем не менее, играет важную роль для любого народа. В частности, память о славном героическом прошлом играет ведущую роль в формировании и поддержании национальной гордости членов сообщества. Память не обязательно является общей для всей нации в целом. Она определяется отчасти родным городом или деревней, областью, религией или национальной принадлежностью человека.
Дореволюционная Россия отличалась фрагментарной культурной памятью, так как не существовало идеального образа страны, но наиболее широко принятыми элементами такой памяти были царь и православная церковь. В 1917 году монархия рухнула, а церковь готова была пасть жертвой воинствующего безбожия нового режима [1].
Революционные события в России были созвучны характерной для эпохи тенденции «отрицания» культуры. Эта тенденция была пронизана идеями новизны, невозможности прежних культурных форм, конфликта поколений, кризиса исторического сознания, мироощущения разрыва с прошлым. Большевистский проект строительства новых общественных и культурных форм, формирования «нового человека» вписывался в названную тенденцию. Его императивом стала ориентация на будущее, радикальный разрыв с прошлым, что предполагало слом традиционных механизмов трансляции социально-культурного опыта. Это нашло, в частности, выражение в календарной реформе и реформе алфавита, ликвидации чинов и званий, демонтаже ряда монументов царского режима и возведении новых по плану монументальной пропаганды [2].
Кроме того, большевики стали проводить национальную политику, в корне отличавшуюся от политики Российской империи. В книге «Правители и жертвы: русские в Советском Союзе» советолог Дж. Хоскинг склоняется к мысли о бесправности и приниженном статусе русского этноса в СССР.
Насколько это утверждение Хоскинга соответствовало действительности? В данной статье и попытаемся ответить на этот вопрос.
Политика памяти в Советской России в 1920-е годы
Политические элиты практически всегда стремятся конструировать историческую память в собственных интересах. Так формируется государственный миф о прошлом народа и страны. Собственно, мифологизация истории является важным элементом политики памяти, осуществляемой с помощью политической пропаганды и культуры [4].
Если говорить о памяти о Первой мировой войне в 1920-е годы, то, в отличие от большинства европейских стран — главных участниц Первой мировой войны, в Советской России межвоенного периода историческая политика не была направлена на превращение памяти о войне в доминирующий «мемориальный проект». Она была подчинена задачам утверждения мифа о Революции, легитимации советского режима и политической мобилизации населения.
Пораженческая позиция…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/02/06/863-politika-pamyati-i-nacionalnaya-politika-v-sssr-v-1920-30-e-gody-grss-379355284.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев