Переписывание истории всегда сопровождается бегством от правды и заменой реальных героев прошлого на различных сомнительных лиц. Исключением не стал Казахстан, где на знамя активно поднимают деятелей из числа лидеров «Алаш-Орды» и партии «Алаш».
В 2021 году президент Касым-Жомарт Токаев открыл памятник троим лидерам группировки Алихану Букейханову, Ахмету Байтурсынову и Миржакыпу Дулатову, заявив: «Все они – выдающиеся исторические личности. Этот памятник – дань уважения всем героям движения "Алаш"». Еще раньше был установлен памятник другому «алашевцу» Мустафе Чокаеву (Шокай).
Фото: Акорда
Последнее время мы наблюдаем попытки увязать «Алаш» с другими антисоветскими группами, включая узбекских джадидов. Саида Мирзиеева во время своего визита в Казахстан даже провозглашала фактическое тождество этих группировок: «В начале XX века и джадиды, и представители движения „Алаш“ имели общую цель – освободить наши народы и сделать свои страны процветающими». Это выступление явно было согласовано с прозападными кругами в АП Казахстана и является частью общих усилий по отмыванию репутации антигосударственных движений, действовавших в XX веке.
Мы уже писали о том, что движение джадидов, якобы незаконно репрессированных в советское время, на практике выродилось в обычную преступную группировку при олигархическом клане Ходжаевых, которую в наше время бы назвали «бухарской ОПГ». От коррупции и прочих махинаций они перешли к убийствам для сокрытия своих преступлений, а после к экстремизму и измене государству, которое начало мешать им обогащаться.
Посмотрим, можно ли сравнивать казахских «алашевцев» и с коррумпированными «просветителями» из Узбекистана?
«Борцы за свободу и независимость»
Из лидеров движения «Алаш» сейчас зачастую пытаются лепить неких борцов за независимость Казахстана. Но реальные «алашевцы» вплоть до формирования СССР не выступали за отделение своего региона, а являлись сторонниками царской власти или же весьма ограниченных реформ внутри Российской империи.
В 1916 году, когда в Средней Азии началось «Туркестанское восстание» против мобилизации жителей региона в армию на тыловые работы, «алашевцы» активно агитировали в поддержку власти и ее мероприятий.
«Приказ царя должен быть обязательно выполнен... Честно служить царю – наш долг. Это нужно разъяснить казахскому народу... Мы за осуществление приказа царя в жизнь... Провокационным слухам не верьте. Байтурсынов, Букейханов, Дулатов», – писала издаваемая будущими лидерами движения газета «Казак» 22 июля 1916 года. Собственно, «алашевцы» в вопросе мобилизации земляков были радикальней самого царского правительства и высказывались за мобилизацию казахов не только в тыловые, но и в боевые, в том числе конные, части.
Любопытно, что к февральской революции 1917-го «алашевцы» успешно…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/25/052-alash-orda-borcy-za-svobodu-ili-prisposoblency-i-predateli-grss-376224863.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев