Крах попытки модернизации традиционного общества
Аятолла Хомейни в самолёте по пути в Иран. 1 февраля 1979 г.
В предыдущей статье было рассказано об успехах модернизации в послевоенном Иране, когда Тегеран называли Парижем Востока. В стране издавалась местная версия журнала «Playboy», а ношение женщинами платков и никабов среди «прогрессивной» молодёжи уже считалось анахронизмом. Сегодня мы продолжим этот рассказ, поговорим об Исламской революции 1979 году и возвращении аятоллы Хомейни.
Накануне революции
Как уже отмечалось в первой статье, в 1976-1978 гг. Иран вступил в период экономического кризиса. Если раньше, при всех тратах шаха и его окружения, денег хватало хотя бы для минимального удовлетворения основных потребностей населения, то теперь средств в казне было уже недостаточно. В стране появилось много безработных, в том числе – и среди выпускников университетов. Проблему усугублял и наплыв в города разорившихся крестьян. Даже в проправительственной партии «Растахиз» («Возрождение») стали говорить о необходимости реформ, ограничения власти шаха и смене внешнеполитического курса – страну предлагали сделать более независимой от США и других западных стран. Популярны были идеи «исламского социализма». Одним из лидеров оппозиции стал Мехди Базарган – давний противник шаха и будущий глава Временного правительства Исламской республики Иран, который всё же был достаточно умеренным противником режима Пехлеви и желал действовать мирным путём и в рамках закона. Гораздо более непримиримо были настроены исламисты. Возможно, многие ещё помнят юмористическую песенку В. Высоцкого «Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам», в которой были такие слова:
Шах расписался в полном неумении –
Вот тут его возьми и замени!
Где взять? У нас любой второй в Туркмении –
Аятолла и даже Хомейни.
Тут Высоцкий, конечно, очень уж «увлёкся» и погорячился: аятолла ведь – это высший духовный титул в шиитском исламе, во всём Иране тогда было всего 5 аятолл и ещё один – тот самый Хомейни, в ореоле мученика находился в изгнании – в светской и христианской Франции. Вот он в итоге и пришёл к власти в Иране.
Мохаммед Реза Пехлеви попытался погасить недовольство назначением в августе 1977 года главой правительства Джамшида Амузгара, имевшего репутацию патриота и технократа. Под давлением президента США Джеймса (Джимми) Картера в том же году были освобождены сотни политических заключённых. Как вы, вероятно, уже догадались, эти уступки лишь убедили оппозицию в слабости шаха и его правительства. Исламистов и Хомейни поддерживала даже созданная в 1941 году партия «Туде» («Народная партия Ирана»), в которой состояли многие иранские коммунисты, а в 50-х годах её членом был даже начальник телохранителей шаха Мохаммеда…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/24/243-islamskaya-revolyuciya-v-irane-krah-popytki-modernizacii-tradicionnogo-obschestva-grss-375756470.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев