От проекта до Цусимы
Введение
Броненосец «Ослябя» открыл скорбный список русских кораблей, погибших в Цусимском сражении 14 мая 1905 г. Он попал под сосредоточенный огонь японского флота, получил тяжелые повреждения, вышел из строя и перевернулся. Трагедия произошла примерно через час после начала боя на глазах всей эскадры и произвела неизгладимое впечатление на многочисленных очевидцев.
Гибель «Осляби» породила множество вопросов, которые даже спустя столетие вызывают жаркие дискуссии. Почему броненосец так быстро погиб от артиллерийского огня? Ведь однотипные с ним «Пересвет» и «Победа» благополучно пережили многочасовой бой в Жёлтом море…
Автор открывает цикл из пяти статей, посвященных «Ослябе»: от задумки до разбора причин его гибели.
Первая статья охватывает проектирование, постройку и походы броненосца 1903-1905 гг. вплоть до Цусимского сражения.
Проектирование
В 1894 г. в рамках давно претворявшейся в жизнь концепции крейсерской войны против Англии управляющий Морским министерством Н. М. Чихачев поручил разработать проект «сильного современного броненосца, скорее охарактеризованного броненосным крейсером». Корабль предполагалось использовать на Дальнем Востоке вдали от собственных баз как самостоятельно, так и совместно с броненосными крейсерами и пароходами Добровольного флота.
При разработке проекта в качестве прототипов были взяты английские броненосцы 2-го класса «Барфлер» и «Ринаун», имевшие по сравнению с броненосцами 1-го класса более высокую скорость, но ослабленное вооружение и бронирование.
В ноябре 1894 г. Морской технический комитет представил на рассмотрение расширенному собранию адмиралов и командиров первый проект корабля, имевшего водоизмещение 10 500 т., удлиненный полубак, 10-дм орудия в качестве главного калибра и скорость 17 узлов. Предложенная концепция была одобрена, но проект получил множество замечаний и позднее был многократно переработан.
22 марта 1895 г. на совещании адмиралов при обсуждении судостроительного плана на 1896-1900 гг. было принято решение:
Признавая, по примеру всех других держав, броненосцы главной основой морской вооруженной силы, продолжать их постройку с неослабленной энергией, увеличив на них по возможности запас угля и снабдив их медной обшивкой для освобождения их от необходимости входить в док при плавании в иностранных водах. Водоизмещение броненосцев ограничить 12 000 т, отдав предпочтение из многих разновидностей этого типа типу строящегося английского броненосца «Ринаун» с тем, чтобы эти суда в случае необходимости могли нести в известном районе крейсерскую службу. Таких броненосцев предположено строить для Балтийского моря пять.
Балтийский завод подготовил подробные чертежи нового корабля. Теперь при водоизмещении в 12 674 тонны он должен был иметь максимальную скорость 18 узлов, расчетную дальность плавания 5610 миль за счет объемных…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/12/163-bronenosec-oslyabya-ot-proekta-do-cusimy-grss-372439367.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев