Свердловская область, обелиск на условной границе Европы и Азии на станции Хребет-Уральский
Разделить землю на Европу и Азию люди пытаются уже очень давно, проблема лишь в том, что никаких естественных границ между этими частями света просто не существует. Но именно европейцы ещё с античных времен упорно пытались эту границу все-таки прочертить – прежде всего потому, что она должна была отделить их от людей другой, непонятной им культуры, стать чётким ориентиром для распределения соседей по принципу «свой-чужой». Во все времена это считалось очень важным – ведь, чтобы не прослыть дикарями и варварами, со «своими» нужно было хоть немного, но считаться и стараться соблюдать какие-то приличия. А вот с чужаками можно было особенно не церемониться. Аристотель, например, так наставлял своего ученика Александра Македонского:
«Следует быть вождем для эллинов и деспотом для варваров; к первым относиться как к родным или друзьям, а со вторыми обращаться как с животными или растениями».
Позже племянник Аристотеля Каллисфен посмел упрекнуть Александра в том, что тот, будучи по отцу македонцем, то есть наполовину варваром, посмел разрушить город настоящих эллинов – Фивы. Этим он так оскорбил завоевателя, что закончил жизнь в железной клетке.
Венецианцы традиционно соперничали с генуэзцами, да и флорентинец Данте в своей знаменитой поэме утверждал, что право на первое место по дороге в ад принадлежит именно жителям Генуи. Однако это была вражда на государственном уровне. В обыденной жизни граждане этих республик не сторонились друг друга, могли иметь общие интересы и даже быть друзьями. Другое дело – турки или мавры Северной Африки. Пограничное положение занимали православные ромеи Константинополя. Дела с византийцами европейцы-католики вели, но при этом считали их «такими еретиками, что самого Господа Бога тошнит». То есть православные греки Византии, предки которых так старательно определяли границы Европы, сами оказались европейцами «второго сорта» – причем в глазах потомков презираемых эллинами варваров.
Позже место византийских «еретиков» заняли русские, и в 1704 г. шведский пастор (и суперинтендант Ингерманландии) Николай Бергиус в опубликованной им в Стокгольме диссертации вполне серьезно рассматривал вопрос, можно ли вообще считать русских христианами? Вероятно, вы догадались, что ответ был отрицательным.
Границы Европы в античности
На протяжении веков восточная граница Европы меняла своё положение так часто, что английский историк Уильям Паркер назвал эту часть света «приливно-отливной». Что касается её названия, то появилось оно, похоже, у финикийцев, коренной территорией которых было восточное побережье Средиземного моря (то есть современная Азия). Свои земли финикийцы считали центром известного им мира, западнее их находился «Ереб» (заход солнца, мрак, тьма), восточнее – Асу (восход, место, где…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/10/793-plavayuschaya-granica-evropy-i-azii-grss-371890034.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев