Как Василий Поленов перенес горе и войну, чтобы стать одним из лучших художников эпохи?
Ему довелось пережить смерть близких и ужасы войны, а перед этим долго бороться за право реализоваться в живописи. Судьба Василия Поленова была непростой и нелинейной, но об этом вряд ли можно догадаться по его картинам — преисполненным умиротворения, проникновенным и лиричным пейзажам России, которая оказалась ему дороже Рима и Парижа, так завораживавших его современников-живописцев. О том, как Поленов преодолел способные сломать многих проблемы, «Лента.ру» рассказывает в рамках проекта «Жизнь замечательных людей».
Конец 1870-х, ранняя, еще снежная весна. Художник Василий Поленов, уроженец Санкт-Петербурга, возраст которого только подкрадывается к 40 годам, сидит в съемной квартире в Москве. На душе у Поленова — мрачная тень. Как только он закрывает глаза, видит совсем недавние события, свидетелем которых стал на Балканах.
Трупы, смотрящие широко открытыми глазами в небо. Еще живой, обезумевший от боли солдат зачерпывает и пьет собственную кровь, смешанную с его же мозгом. Раненый, копающий в исступлении вокруг себя яму, пока не испустил последний вздох. Там, на фронте, Поленов смотрел на все это и не испытывал никаких эмоций. Что-то он даже зарисовал в альбоме.
Во время Русско-турецкой войны Василий должен был писать на фронте картины — стать художником-баталистом. Но ничего дельного, ничего, что устроило бы публику, так и не нарисовал. Он вернулся в Москву, как только представилась первая же возможность. И навсегда приобрел отвращение к войнам.
И вот Василий сидит в съемной квартире на углу Дурновского и Трубниковского переулков и старается не закрывать глаза. За окном — заснеженный двор. Поленов смотрит на этюд, который написал еще до поездки на фронт, — тот же самый дворик, но летний, солнечный, зеленый. От зарисовки будто веет теплом, светом, легкостью.
Поленову становится легче. Будто в какой-то эйфории, он пишет по этюду совсем небольшую вещь в пейзажно-бытовом жанре, которую считает незначительной, простой. Именно ее он, извиняясь перед Иваном Крамским, отдаст на очередную выставку передвижников. И именно эта картина — «Московский дворик» — увековечит его как одного из лучших пейзажистов в истории России.
«Был очень заметным лицом»
Василий Поленов и его сестра Вера появились на свет поздней весной 1844 года в дворянской семье из Санкт-Петербурга. Отец Дмитрий Васильевич был видным дипломатом, археологом и библиографом, а мать Мария Алексеевна занималась живописью и писала книги для детей.
Детство Васи и Веры проходило в Санкт-Петербурге, но на лето семья переезжала в имение Имоченицы Олонецкой губернии. С этим живописным краем лесов, озер и мелководных рек были связаны первые впечатления Васи от природы.
Но главной любовью юного Васи была река…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/09/944-na-rodnoy-zemle-kak-vasiliy-polenov-perenes-gore-i-voynu-chtoby-stat-odnim-iz-luchshih-hudozhnikov-epohi-grss-371698513.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев