Наверное, в первых строках стоит сразу раскрыть всё написанное в заголовке, да и интриги тут нет никакой: сведущие в делах морских уже сразу поймут, о ком пойдет речь. В бытность свою я написал довольно большое количество статей о крейсерах той войны, а это корыто тоже именовали крейсером, пусть и вспомогательным.
Кто же виноват в том, что результативность этой пиратской посудины оказалась выше, чем у многотысячетонных гигантов, закованных в броню и вооруженных орудиями чудовищных калибров? Кто виноват, что два суперлинкора Кригсмарине на двоих потопили один корабль водоизмещением 40 000 тонн, а это недоразумение отправило на дно судов на 150 000 тонн водоизмещения?
И британский флот со своими десятками крейсеров и сотнями эсминцев тоже в стороне не должен остаться, поскольку топили-то их корабли. И вся эта «королевская конница и королевская рать» не смогла ничего противопоставить… а, собственно, кому?
Сухогруз «Санта Круз» был спущен на воду в марте 1938 года, и почти сразу куплен для своих нужд Кригсмарине. А в начале 1940 года его переоборудовали во вспомогательный крейсер и дали собственное имя «Тор».
В общем – все как в песенке из мультфильма: «Как вы яхту назовете…». Название оказалось в тему, и один из самых маленьких рейдеров (меньше был только «Комет») стал одним из самых страшных противников союзникам.
Но давайте немного отвлечемся и попробуем представить себя на месте тех, кто выходил в море на этих кораблях.
Уходили, зная, что скорее всего не вернутся. В районы, которые за тысячи миль от родных берегов, где нет надежды ни на какую помощь, где царствует флот империи, за кораблями которой и придется охотится. И в случае чего – рассчитывать можно только на свой экипаж.
Духовно и романтично? О да. Можно только догадываться, из каких отморозков комплектовали экипажи, которые в Германии называли вспомогательными крейсерами, а весь мир называл рейдерами. А мы пройдем историю самого жуткого из них.
С чего начинался «Тор»
Сухогруз «Санта Круз» был спущен на воду 16 марта 1938 г. на верфи Deutsche Werft в Гамбурге, был одним из двух однотипных транспортных судов, но систер-шипу повезло больше: он сразу был куплен Кригсмарине и служил как как база подводных лодок «Эрвин Васснер».
«Санта Круз» попал в оборот в конце 1939 - начале 1940, и был был переоборудован во вспомогательный крейсер, получив обозначение «HSK 4» и имя собственное «Thor»/«Тор».
Вспомогательный крейсер «Тор» вступил в строй 15 марта 1940. Тогда же ему был присвоен оперативный позывной «Schiff 10». У британцев «Тор» именовался как «Raider E», так как он был пятым по счету рейдером, обнаруженным британскими службами.
Выбор был вполне: «Тор» был новым кораблем, а значит, практически никаких проблем с машинами и механизмами. Да, это был паротурбинный теплоход, но…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/08/361-pozor-tirpitca-bismarka-i-golovnaya-bol-vsego-britanskogo-flota-grss-371355049.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев