Многие железные дороги в СССР до войны могли бы выглядеть так
Не желаете ли в новом году мрачных советских тайн? Конечно же, они имеются. Не так давно просматривал первый том издания «Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)», и в глаза бросился план электрификации железных дорог, предусмотренный для второго пятилетнего плана.
Великий план
Второй пятилетний план предусматривал осуществление коренной реконструкции железнодорожного транспорта, чтобы создать значительные резервы пропускных и провозных способностей. Предусматривалось два способа реконструкции: перевод ряда линий с паровозной на электрическую или тепловозную тягу, а также введение мощных паровозов и большегрузных вагонов.
НКПС СССР всегда был получателем значительного объёма капитальных вложений, и на вторую пятилетку наркомату выделили 18,7 млрд рублей, в том числе 10,12 млрд рублей на эксплуатируемые линии и 2,67 млрд рублей на новое строительство. Концентрация работ на существующих линиях предусматривала усиление верхнего строения пути, в частности перекладку путей с укладкой рельс типа 1А (Р-38 по современной классификации; 38,5 кг на погонный метр или 482 кг в рельсе длиной 12,5 метров), а также укладка щебёночного балласта.
Но важнейшим делом была электрификация железных дорог. План предусматривал введение в строй 4306 км магистральных и 579 км пригородных и курортных электрифицированных железных дорог. СССР должен был обогнать США, в которых в 1931 году было 3600 км электрифицированных железных дорог.
Электрифицировались в первую очередь дороги с трудным профилем, то есть большими уклонами. На первом месте стояла Закавказская железная дорога. Должны были электрифицировать почти все железные дороги в Грузии (тогда — ЗСФСР). Затем подлежали электрификации дороги с горным профилем на Урале.
Пример магистрали с трудным профилем. Даже на этом фото видно, какой там приличный уклон
Также электрифицировался Донбасс, Кузбасс, и ветка, соединяющая Донбасс со Сталинградом. Должна была начаться подготовка к электрификации Транссиба на участке Омск — Новосибирск — Белово.
План этот был приличный, хотя и уложился в сравнительно небольшую таблицу:
Донбасс — 2079 км
Азово-Черноморская линия — 127 км
ЗСФСР — 705 км
Урал — 1359 км
Кузбасс — 546 км
Сибирская линия — 627 км
Мурманская железная дорога — 467 км
Всего магистральных железных дорог — 6046 км
в том числе во втором пятилетии — 4306 км
Московский узел — 330 км
Ленинградский узел — 172 км
Харьковский узел — 66 км
Курортные линии — 104 км
Всего пригородные и курортные линии — 672 км
в том числе во втором пятилетии — 579 км
Суммарно стоимость работ оценивалась в 751 млн рублей, в том числе по линиям, вводимым во втором пятилетии — 543 млн рублей.
По меркам капитальных вложений второй пятилетки, даже…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/01/06/698-kuda-delas-elektrifikaciya-zheleznyh-dorog-vtoroy-pyatiletki-grss-370840247.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев