» Михаил Глинка придумал русскую оперу. Как он изменил мир музыки?
Композитор Михаил Глинка — одна из самых неоднозначных фигур в истории русской музыки. Его биография пестрит противоречиями. Глинку называют первым национальным композитором, хотя до него было множество других. За ним закрепилось звание отца русской музыки, но создал он всего две большие оперы. Он не получил академического образования, тем не менее задал планку высокого мастерства своим последователям. Кем был Глинка и каковы на самом деле его заслуги, «Лента.ру» рассказывает в рамках проекта «Жизнь замечательных людей».
«Уж не Глинка, а фарфор»
Холодный декабрь 1836-го. В только что отреставрированном Санкт-Петербургском Большом театре (ныне известном как Государственная консерватория) помпезная премьера — «Жизнь за царя», патриотическая опера о подвиге Ивана Сусанина во время похода польского войска на Москву в начале XVII века.
Премьера настолько важная, что на нее приезжает сам император Николай I. В ложе на втором ярусе тем временем нервно ерзает автор оперы, подмечая каждую реакцию сидящих вокруг царя сановников.
Артисты в представление вкладываются душой и телом: в четвертом акте хористы, играющие поляков, с таким остервенением нападают на исполнителя главной роли Осипа Петрова, что даже разрывают на нем рубашку
Сам же Михаил Глинка тем временем переживает, что в зале то и дело повисает мертвенная тишина. Неужели им не нравится? В панике он бежит к сцене, где его успокаивают: зрители не аплодируют, когда на сцене «поляки». Эпилог развеивает сомнения композитора: фурор, который произвела опера, оказался такой мощи, что все, что происходило после занавеса, сохранится в памяти триумфатора лишь обрывками.
Глинку зовут в боковую ложу к императору. Николай I благодарит композитора, но отмечает, что негоже показывать расправу над Сусаниным целиком. Автор оправдывается, что пропустил репетиции, а по его замыслу занавес опускался тотчас после нападения. Выслушивает благодарности императрицы, жмет руки нескончаемой веренице великих князей.
Позже Глинка отмечает свой грандиозный успех в гостях у чиновника Александра Всеволожского. На обеде — светочи русской поэзии Александр Пушкин, Василий Жуковский и Петр Вяземский. Распивается глинтвейн, повеселевшие гости придумывают канон, прославляющий 32-летнего композитора.
Пой в восторге, русский хор
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не Глинка, уж не Глинка, а фарфор!
По иронии десятилетия спустя, когда эксгумированное тело Глинки повезут из Берлина в Санкт-Петербург, гроб оформят как пассажирский багаж — якобы в ящике везут фарфор. Как же так вышло, что после столь грандиозного успеха монархической оды композитор, которого прозвали «русским Орфеем», которому припишут впоследствии создание русской оперы и чуть ли не всей русской музыки, окончил…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2024/11/14/063-veselisya-rus-mihail-glinka-pridumal-russkuyu-operu-kak-on-izmenil-mir-muzyki-grss-356018109.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев