Как он произвел революцию, а его создатель ругался с Хрущевым?
Больше 100 лет назад, 21 июля 1922 года, родился конструктор Леонид Карцев, создатель легендарных танков Т-55, Т-62 и Т-72. Он же первый в мире предложил перейти с нарезных орудий на гладкоствольные, и благодаря ему СССР стал пионером современных танковых пушек, а уже впоследствии этот опыт переняли Европа и США. В послужном списке Карцева есть уникальный, единственный в своем роде танк ИТ-1 «Дракон», стрелявший не снарядами, а ракетами. Эксперимент удался, но не был оценен по достоинству. «Лента.ру» рассказывает историю разработки самого убойного оружия своего времени.
«Они потребовали танк»
В конце июня 1960 года руководство «Уралвагонзавода» получило из Москвы указание срочно отправить танк ИТ-1 («Истребитель танков») на бронетанковый полигон. Название полигона и его местоположение держались в секрете. Проблема в том, что миновало только три года разработки, техзадание было достаточно сложное, многое приходилось делать с нуля, а значит, машина оставалась незавершенной.
Как отмечал главный конструктор «Уралвагонзавода» Леонид Карцев, на ИТ-1 еще не установили систему наведения ракеты, а она являлась ключевым ноу-хау. К тому же нужны были согласования со смежными КБ.
В общем, мороки хватало.
Никаких возражений со стороны главного конструктора и директора завода Москва в лице Хрущева не принимала. Последний аргумент, что-де отправка с завода единственного образца опытной машины остановит работы по ее доводке и испытаниям, также не сработал.
Карцев оказался в ситуации между молотом и наковальней: с одной стороны — сиюминутная прихоть руководства, с другой — планы по доводке машины, которые рискуют улететь в тартарары. Москва согласилась продлить сроки разработки лишь на время отсутствия опытного образца ИТ-1 на «Уралвагонзаводе». Спорить бесполезно. В итоге кое-как собрали, водрузили неработающую ракетную установку и отправили танк вместе с бригадой испытателей на подмосковный полигон.
14 июля, за неделю до своего дня рождения, главный конструктор «Уралвагонзавода» Леонид Карцев получил срочную телеграмму, в которой ему предписывалось в кратчайший срок прибыть на станцию Красный Кут Саратовской области в войсковую часть под странным номером. Никто на «Уралвагонзаводе», да и вообще в Нижнем Тагиле о такой части не слышал.
Ситуация складывалась как в шпионском детективе. Понятно, что это как-то связано с ИТ-1. Но зачем в Красном Куте понадобился главный конструктор «Уралвагонзавода» — непонятно. До Саратова Карцев долетел на самолете, дальше — на поезде до указанной станции. Сойдя с подножки проходящего поезда, главный конструктор оказался в богом забытой деревне, где ничто не намекало на присутствие воинской части. Когда он спросил у дежурного по…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2024/10/10/911-v-sssr-sozdali-edinstvennyy-v-mire-raketnyy-tank-kak-on-proizvel-revolyuciyu-a-ego-sozdatel-rugalsya-s-hruschevym-grss-347113746.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев