Самолет Ту-160 — советский и российский сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Самый крупный, тяжелый и мощный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации. «Лента.ру» рассказывает о создании Ту-160 и его боевом применении.
История создания
В 60-х годах руководство СССР активно развивало ракетные войска стратегического назначения, тогда как США делали упор на стратегическую авиацию, разрабатывая, в частности, сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Rockwell B-1 Lancer.
Вскоре стало очевидно, что в ядерной триаде СССР, наряду с ракетными войсками и атомными подлодками, не хватает современных стратегических бомбардировщиков. Имеющиеся на вооружении дозвуковые самолеты Ту-95 и М-4 были не способны преодолеть ПВО стран НАТО.
Специалист в области процессов управления авиационной техникой академик РАН Евгений Федосов отмечал, что стратегическая авиация может помочь избежать ошибки в конфликте с ядерным оружием, потому что запущенные из шахт или подводных лодок ракеты уже не вернуть.
Федосов писал:
У любого политического руководителя, получившего известие о ракетно-ядерном ударе противника, неизбежно возникнет сомнение: а не ложный ли это сигнал, не вызван ли он сбоем в каких-то системах и так далее? А авиация может уйти в воздух, в зону, и там барражировать, пока не выяснится, — ложной была тревога или боевой. Если боевой — она сможет нанести ответный удар по противнику
В 1967 году Совет министров СССР постановил начать работы над советским стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком. В конкурсе приняли участие ОКБ авиаконструкторов Василия Мясищева, Павла Сухого и Андрея Туполева.
В 1972 году аванпроекты рассматривала комиссия во главе с командующим Дальней авиацией генерал-полковником Василием Решетниковым, выделив проект конструкторского бюро Мясищева, как наиболее подходящий к требованиям Военно-воздушных сил.
Решетников вспоминал:
Какой там конкурс, если Павел Осипович Сухой мог создавать самолеты не более чем среднего класса, поскольку у него нет завода, на котором он мог бы серийно строить тяжелые корабли, и никто ему его не передаст. Еще сложнее обстояли дела у Владимира Михайловича Мясищева, располагавшего всего-навсего большим ангаром, который, в сущности, был единственным производственным помещением, именовавшимся заводом, но отнюдь не для сборки крупных самолетов
В итоге было решено передать разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика ОКБ Туполева, где имелся богатый опыт постройки тяжелых самолетов, в том числе сверхзвукового пассажирского Ту-144.
В 1972 году ОКБ Туполева вместе с Центральным аэрогидродинамическим институтом в сотрудничестве более чем с 800 предприятиями советского…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2024/10/09/574-samolet-tu-160-proizvodstvo-i-boevoe-primenenie-v-chem-unikalnost-etogo-raketonosca-grss-347102681.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев