На минувшей неделе многие российские блогеры и журналисты, в частности корреспондент радио «Вести FM» Роман Голованов, обратили внимание на недавно утверждённые Министерством образования Узбекистана школьные учебники истории для 5-го класса.
Со страниц нового учебно-методического пособия подростки крупнейшей по населению страны Центральной Азии узнают, что впервые стремление «захватить» богатый природными ресурсами Узбекистан обозначил ещё российский император Пётр I. Затем, когда «захват» удался, Российская империя установила здесь, цитирую, «колониальные порядки», начав грабить богатства края, одновременно «попирая национальное достоинство и обычаи узбеков».
Ещё позже, в ХХ веке, уже Россия коммунистическая, сиречь советская, ещё более усилила колониальный гнёт, буквально истребляя узбекскую национальную интеллигенцию и государственных деятелей. А посему борьба против Российской империи и Советской России была национально-освободительной и выражала волю узбекского народа, в памяти которого навсегда останутся «жертвы российского колониального гнета».
Читая такое, довольно несложно представить, что вырастет из детей, в головах которых такие учебники сеют зёрна откровенной русофобии. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Сегодня же хотелось бы поговорить о том, что ложно понятное национальное возрождение, отданное во многом на откуп откровенным националистам, создаёт условия для антироссийских настроений и радикализации общества в бывших союзных республиках.
Причём, что особенно странно, избирая в качестве основы исторические примеры национально-просветительской деятельности выдающихся личностей прошлого, нынешние интерпретаторы превращают их идеи в нечто совершенно противоположное.
Не так давно первый помощник президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, его старшая дочь Саида, побывав с Казахстане на открытии международных соревнований по местному аналогу хорошо нам всем известной игры «Что? Где? Когда?», рассказала о глубокой духовной связи между казахским национальным движением начала ХХ века «Алаш» и появившимися в Туркестане (частью которого был современный Узбекистан) несколькими десятилетиями ранее джадидами.
«Все они мечтали о прогрессивном обществе. Наша интеллигенция глубоко понимала причины того, почему регион отстаёт от остального мира. Но им не дали осуществить задуманное. Сменялись поколения, но только сейчас благодаря политической воле лидера нашей страны мы подняли упавший флаг джадидов, которые так же, как и ваши представители движения «Алаш», являются примером для прогрессивной молодёжи. Мы начинаем реализовывать их идеи и поднимать просвещение и образование на тот уровень, о котором они мечтали!» – подчеркнула Саида Мирзиёева.
Для начала пару слов, о чём, точнее о ком, собственно, идёт речь. Джадиды (от арабского «новый», «обновлённый») – это…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2024/09/22/181-nacionalnoe-vozrozhdenie-a-ne-peschernaya-rusofobiya-grss-343234361.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев