Мария Минаева
Сказы Павла Петровича Бажова – одно из самых ярких литературных явлений ХХ века. В них сливаются народные сюжеты и талантливая авторская мистификация, важные детали быта и удивительный певучий язык.
Их любят за таинственную атмосферу, поэзию труда и творчества, за живых, с огромной любовью и художественной достоверностью выведенных персонажей – Степана и Настасью, Данилу и Катерину, деда Кокованю и деда Прокопьича.
Бажов был профессиональным журналистом, при этом идейным большевиком, активным участником Гражданской войны. Сам себя он называл «журналистом первого призыва» и считал своей миссией формирование пролетарского самосознания. Так и появились сказы – идейные истории о горных тружениках, авторский эпос Урала, изящно стилизованный под фольклор.
Идеологические книжки быстро отживают свой век, теряют актуальность, попросту перестают быть интересными читателю. Но сказы любят вот уже почти сто лет, их изучают в школе, их читают детям и перечитывают, уже будучи взрослыми. Такую народную любовь не заслужить идейным посылом.
Что-то большее получилось у большевика Бажова, когда он перерабатывал и домысливал истории деда Слышко. Он рассказал нам важные вещи о труде и мастерстве, богатстве истинном и ложном, любви и верности, о красоте Божьего мира. И истории эти получились во многом… христианскими. Несмотря на участие в них потусторонних сил.
Так получилось, что идейный большевик Павел Бажов хотел создать новый социалистический фольклор, а создал историю великой любви и верности. И много других историй – о труде, красоте, творчестве. Мы их читаем, а они делают нас лучше.
«Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – сказал святой Иустин Философ. Думается, к «Уральским сказам» это тоже относится.
ПРОЧИТАТЬ НА САЙТЕ: https://pravoslavie.ru/151158.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6