Место: Борисовский Богородице-Тихвинский женский монастырь в 320 км к юго-западу от Воронежа.
Творчество: иконописание, керамическая флористика, алмазная вышивка.
Точка на карте: пгт. Борисовка, Белгородская область, пер. Монастырский, 4.
В каждом из наших героев есть искра Божья. Все они наделены даром: создавать в нашем мире прекрасное. Мы просто подумали: насколько же творческими и талантливыми могут быть люди, которые по велению души и призванию судьбы находятся очень близко к Творцу. В водах страстей житейских их место – на тверди островков монашеских обителей. Монастыри во все времена были обособленными от светского мира территориями, откуда неустанные молитвы монахов быстрее всего отыскивают путь к небесам. Это центры духовной силы и потрясающей православной культуры.
В этой истории нам не обойти стороной кипучую реформаторскую деятельность Петра I. В наши дни в областях Центрального Черноземья можно всюду отыскать следы его наследия. Это поразительно, но место для женского монастыря близ села Борисовка (тогда ещё Курской губернии) 310 лет тому назад было выбрано им! Царем, не любившим монахов, а потому закрывшим многие монастыри. А здесь, на высоком берегу реки Ворскла, Петр I сам же и установил поклонный крест. Чуть позже подле него возвели женскую обитель: церковь, колокольню, келейные корпуса.
А своим появлением Борисовский Богородице-Тихвинский женский монастырь обязан другому человеку: соратнику Петра I, русскому полководцу Борису Петровичу Шереметьеву. В армейских лишениях и в радостях побед его неизменно сопровождал Тихвинский образ Божьей Матери. Отправляясь на Полтавскую битву (1709), генерал-фельдмаршал Шереметьев, командовавший российскими войсками, дал обет: если одолеем врага, то в честь знаменосной иконы выстроим монастырь!
В этом сражении солдаты и офицеры русской армии бились за Россию и российское благочестие. И в итоге – позорное бегство армии шведского короля Карла XII. Изматывающая Северная война после Полтавской битвы продолжалась ещё 12 лет. Но именно под Полтавой русская армия, защищавшая своё Отечество, обрела веру в себя и в силу своего оружия. Как знать, не было ли в том божественного провидения?
И чтобы прикоснуться к истории этого святого места и воочию увидеть современное развитие старейшего промысла борисовского иконописания, мы и отправились в Борисовку, в женский монастырь!
Это первое путешествие в белгородские земли верных попутчиков нашего проекта – Валенок из Царства Шерсти. Как часто, обутые в дорогое и непрактичное наследие массовой моды, мы забываем о главном: о собственной оригинальности и неповторимости. Россия – неповторимая страна, а наши люди – кладезь оригинальности! И белгородцы, поверьте, не исключение. Рано или поздно каждый из них задаётся одним и тем же вопросом: что дарить близкому и дорогому человеку в день его рождения? Теперь они знают ответ: от любящего сердца нужно дарить вещи исключительно высокохудожественные и сплошь натуральные. Именно это сочетание каждый отыщет в Валеночках ручной работы, что творят умельцы в мастерской народного мастера Воронежской области Романа Дмитриева. Подаренная фарфоровая ваза озябших ног не отогреет, а бобровским Валеночкам такое под силу!
Более двух сотен лет на территории обители в трудах и молитвах шла неспешная и полная святости жизнь. Но события октября 1917 года изменили судьбу монастыря, как и судьбы многих людей, и их мировоззрение. Через пять лет монастырь был упразднён. Правда, какое-то время в нём ещё разрешалось жить безродным монахиням, а церковь монастыря продолжала работать как приход. А потом всё завертелось: в келейных корпусах разместили сирот – воспитанников детдома «Новый свет имени Карла Либкнехта». В годы Великой Отечественной здесь был развёрнут военный госпиталь. В советское время – интернат для умственно отсталых детей. Их здесь учили шить, изготовлять обувь, постигать столярное ремесло, работать в теплицах и на скотном дворе. Словом, быть полезными обществу строителей коммунизма. Но в одну из зим лопнули в древних корпусах старые батареи. То ли авария случилась настолько серьёзная, то ли сама обитель так молила о помощи. Только вместе с интернатской детворой древний монастырь на высоком речном берегу покинула и жизнь. Так некогда святая обитель стала территорией забвения…
Когда 23 июня 2014 года отец Иннокентий и пять монахинь ступили на землю монастыря, то в это заброшенное и непригодное для жизни место вновь вернулась вера, а вместе с ней надежда и любовь. И как заведено на Руси, этот монастырь и до сей поры отстраивается всем миром.
Три сотни лет тому назад с появлением монастыря в уездах Белгородской губернии положено начало промыслу иконописание – направлению религиозной живописи. Из самого Петербурга в слободу Борисовку присылались графом Шереметьевым опытные живописцы, которые и обучали писать иконы борисовских крестьян. В начале XIX века при монастыре уже работала Борисовская художественно-иконописная школа. К 1911 году здесь насчитывалось уже порядка полтысячи иконописцев. Они делились на два творческих направления: красочники и личкуны. Первые писали образа в церковных одеяниях, вторые – только лики, ручки и ножки под оклады.
Иконописание – это не только безукоризненное следование основным этапам работы: наклеивание паволоки на доску, нанесение левкаса, прорись иконы, раскрытие в цвете и написание одежды и ликов. Это, прежде всего, чистота помыслов, вера, открытость души и сердца самого иконописца.
Нашим желанием было рассказать вам об одной из прихожанок этого монастыря – художнике Елене Кучинской, которая в XXI веке с трепетом пишет лики святых согласно древней иконописной традиции. Она творит в иконописной мастерской, что при монастыре. Сама мастерская создана в 2015 году по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и епископа Губкинского и Грайворонского Софрония. А работает она при поддержке духовника обители отца Иннокентия и игумении Иовы.
Увы, жизненные обстоятельства взяли верх над нашим стремлением. И долгожданная встреча с Еленой Кучинской так и не состоялась. Но увиденные нами её работы нас потрясли и поведали о ней гораздо больше. А настоятельница монастыря, игумения Иова с теплотой лишь добавила, что Елена Кучинская – божий человечек. Она молится, исповедуется и причащается. Все трудности жизни несёт без ропота. И кропотливо пишет иконы с молитвой и покрытой головой.
В тот день, казалось, ветер собрал в небе над Борисовкой все недобрые тучи. Но мы чувствовали себя на земле древней обители защищёнными и восхищёнными. И хотя лучи солнца, как ни старались, так и не смогли пробиться к нам, поверьте, света вокруг было достаточно.
Его притягивали золочёные купола храмов. Он исходил от монахинь и прихожан монастыря, с которыми свела нас судьба. Он струился от святых ликов, что находятся в двух храмах монастыря: Никольском и святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он искорками вспыхивал в завораживающих иконах, сделанных духовником монастыря игуменом Иннокентием в технике алмазной вышивки. Он пробивался нам навстречу сквозь расписанные всё тем же игуменом Иннокентием витражи храмов.
Мы ехали сюда знакомиться с трудами и талантами одного человека, а оказалось, что монастырь полон талантами. Здесь и витражи расписывают, иконы из мозаики складывают, точечную роспись делают, облачение красоты неимоверной шьют и закладки в Евангелие неповторимые вышивают.
Для прихожанки монастыря Аллы Андрющенко путь к своему творческому призванию был труден. Вплетала своё вдохновение в различные техники бисероплетения. Потом увлеклась керамической флористикой. И поняла, что это её.
И тут всё, как это у нас часто бывает, сошлось воедино: болезнь мужа привела её в монастырский храм, в молитвах звучало отчаяние. Когда на календаре жизни показалась цифра «50» – они с мужем повенчались. Вместе помогали восстанавливать монастырь. Их помощи здесь всегда были рады, и они были счастливы. Потом мужа не стало, а место счастья в душе заняла тоска. В эти мгновения её руки сами потянулись к их венчальным иконам. Она обрамила их цветами в технике, которая когда-то так её восхитила. Керамические цветы невозможно было отличить от настоящих. Эту работу она и принесла туда, где осталась душа её мужа: в монастырь. И с того дня яркие островки керамических цветов оживляют храмы монастыря и радуют души монахинь и прихожан.
В каждом уголке обители мы сердцами внимали слову настоятельницы монастыря игумении Иовы и были пленены окружавшими нас примерами истинной веры, необыкновенного трудолюбия и той самой Божьей искры, что творит в нашем мире прекрасное.
А слова матушки были просты: за державу обидно! Монахи истинно государственные люди. Силой своей веры и верностью православию они возрождают сегодня духовную жизнь нашей страны. К сожалению, в наши дни мало кто знает о Борисовском Богородице-Тихвинском женском монастыре – монастыре победы. А ведь эта обитель на белгородской земле – народное достояние!
Монахини хотят вернуть стране монастырь, который в эпоху своего расцвета был лучшим по своему духовному состоянию среди женских монастырей России. Здесь был афонский устав, по которому строго соблюдались святоотеческие правила монастырской жизни и достойное число ремесел.
Возвращение людям православных святынь началось не вчера. И тем более обидно, что до появления здесь монахинь люди, живущие по соседству, даже не задумывались о восстановлении своей святыни.
Для многих сейчас важно собственное благополучие. Стоит ли упрекать кого-то? Видно, время пришло такое. Благополучие, воплощение надежды и мир на земле – всё это дороги нашей жизни. Но есть один путь, что проходит через душу каждого из нас. На нём множество различных поворотов. Надо лишь не пропустить самый главный: свой поворот к Богу…
Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019
Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко
Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019
Фото: из открытых источников, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019
Попутчик проекта: Валенки из Царства Шерсти (г. Бобров, Воронежская область).
#Россиязамоимпорогом #БелгородскаяОбласть #БорисовскийРайон #Борисовка #ЖенскийМонастырь #Иконопись
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев