Совершаются ли их Таинства? Священники и миряне
1. Священник - "не для него цветут сады"
Уникальность дара священнической благодати в том, что благодать эта даётся не ради него самого, не ради собственного Спасения, но - ради Спасения ближних. Дары благодати в других Таинствах, как правило, ведут к вхождению в Царствие Небесное лишь своего причастника. Но дар Священства "не ищет своего"(1 Кор. 13, 5). Т.е священник может спастись лишь тогда, когда вместе с ним спасуться его пасомые. Св Иоанн Златоуст: «священнослужители "живущие на земле поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, который не дал Бог ни ангелам, ни архангелам». Но если так высок дар, то и высока мера ответственности за него. Страшна участь того священника, который не исполняет своих обязанностей, кто "работает мамонне"! "Горе вам, книжники фарисеи, лицемеры, - обличает таких Господь, - что затворяете Царствие Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете!","да приидет на вас вся кровь праведная пролитая на земле" (Мф гл 23). Церковь говорит, что Св Таинства у такого священника тоже действенные, ибо они не от него исходят. Но лично с такими людьми Господь советоваться не рекомендует: "Что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; но по делам их не поступайте: ибо сами они говорят, а не делают".
Пастырь призван быть как бы "иконой" праведной жизни для своих пасомых. Не даром на оборотной стороне священнического креста надпись: "образъ буди вернымъ словомъ, житиемъ, любовию, духом, верою, чистотою". Если священник не таков, есть прямое указание ап Павла: "дурного отгребайтеся (избегайте)". И послушание такому пастырю приводит к духовной катастрофе: "Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму" (Мф 15, 14). Подобное - не послушание, а раболепие и человекоугодничество - грех ведущий к погибели.
"Оставьте их: они, - говорит Господь, - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф.15.14)
Святитель Иоанн Златоуст отвечает так (ок.344.354-407): "Большое зло и слепым быть; но при слепоте не иметь руководителя и занимать должность вождя - двойное и даже тройное преступление. Если при слепоте не иметь вождя, то гораздо пагубнее браться водить другого".
Св Силуан Афонский: "Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения; и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе он стоит, то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нём благодать Св Духа".
Увы, не всегда священники стремятся к такому подвижничеству. Но совершаются ли Таинства у таких пастырей, которые запятнали себя теми или иными неблаговидными поступками, грехом?
Св Иоанн Златоуст говорит: "Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели". В таких прискорбных случаях Господь по Своей любви, по Своему милосердию совершает Таинство ВОПРЕКИ личным качествам священника.
Интересно, что в католической практике есть целый монашеский орден, цель которого молитва за пастырей. У нас до революции - тоже были молитвенные сообщества, занимавшиеся тем же. По благословению св праведного Иоанна Кронштадского, между прочим. Что ж, если некоторые из наших братьев-священников падают, поможем им! Помолимся! И Господь "видящий тайное", видящий наше сокрушение и слёзы исправит их явно.
Не надо бояться анализа плодов деятельности того или иного пастыря! "По плодам их узнаете их" - говорит Господь. Осуждения - да, ведь мы не были в их положении! Этим убережёмся от раболепного потакания греху и принесём Богу истинные плоды любви к ближнему! Выбор духовника - очень серьёзное дело в наше безблагодатное время.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЕРНЫХ
Если на священниках лежит такая большая ответственность, как на сослужителях Христовых, то какая ответственность лежит на певчих, регентах и просто обычных прихожанах? Как мы, миряне, участвуем в Таинствах?
Апостол Пётр пишет, обращаясь к Церкви Христовой:
"вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет... народ Божий" (1 Петр. 2, 9-10).
Это сказано ВСЕМ христианам, включая мирян: "царственное священство". Что это? Иносказание? У нас, православных, принято говорить именно о царственном священстве мирян. Разумеется, это не означает, что мы - например, приходские бабушки или певчие - обладаем той же благодатью, которую получают при рукоположении священники. Просто во всех своих священнодействиях Православная Церковь ЕДИНА; всё, что совершается в Церкви, совершается ПОЛНОТОЙ ЕЁ ТЕЛА - Христом, являющимся её главой, а также священством и последними бабушками в храме.
Амвросий Медиоланский (4 век) пишет: "Разве сам народ не является священством? Кому было сказано ап Петром: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой"? Каждый помазывается на священство и каждый помазывается на царство, однако царство это духовное и священство духовное" (О Таинствах).
Тем самым, мы видим. что все - и священники и миряне вносят свой вклад в совершение Таинств. Есть иерархическое священство - наши батюшки, которые получили ОСОБЫЕ ДАРЫ Св Духа для предстояния перед Престолом Божиим. Но есть и царственное священство мирян - как всеобщность нашего участия в молитве при совершении Таинств.
И если кто-то из нас болен грехом - прихожанин ли, регент, певчий или священник, эта болезнь не может не сказываться на всём остальном Теле Христовом - Св Церкви. Давайте делать всё от нас зависящее для врачевания нас самих и наших ближних! Будем бороться с грехом, а не с грешниками. Создадим, наконец, церковные общины и братства - реальные, а не бумажные. И долготерпеливый Господь поставит вам, царственным священникам-мирянам, церковным братствам и сестричествам это в особую заслугу! И может быть исцелит все наши общие церковные "болячки", какими бы страшными они не были!
(В сокращении)
Публикация 2017 года. Автора установить мне не удалось.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10