26 декабря Православная Церковь празднует память преподобного Германа Аляскинского
В 1793 г. Святейший Синод назначил в Русскую Америку Первую православную миссию, состоявшую из семи валаамских монахов и одного послушника. В состав миссии, во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), входил и монах Герман — прославленный в XX в. Русской Православной Церковью святой — преподобный Герман Аляскинский.
По прибытии в сентябре 1794 г. на Аляску, монахи с истинно апостольской ревностью приступили к выполнению своих миссионерских обязанностей. Только в течение первых двух лет деятельности миссии, монахами были крещены около 9000 язычников.
Безусловно, первостепенной задачей миссионеров была христианская проповедь среди язычников, населявших новые земли, а также, в неменьшей мере, духовное окормление и нравственное воспитание проживавших там христиан, будь то прибывшие из России промышленники, их дети от межэтнических браков или крещеные из язычества аборигены. Но вместе с тем на Аляске, где отсутствовали государственные органы власти, глава миссии был уполномочен осуществлять надзор за деятельностью русского купечества и о грубых нарушениях закона и других вопросах государственной важности сообщать в столицу.
Согласно инструкции, глава миссии — архимандрит Иоасаф (Болотов), осуществляя судопроизводство по духовным делам, должен был защищать автохтонов (коренных жителей) от произвола и притеснений русскими промышленниками. А притеснений было множество, и притом жесточайших. Так как в Петербург поступили многочисленные жалобы Главного правителя русских поселений в Северной Америке А. А. Баранова и иноков друг на друга, Святейший Синод отправил в Америку иеромонаха Александро-Невской Лавры Гедеона (Гавриила Федотова) инспектировать деятельность миссии. Из его рукописи:
"По причине отяготительных компанейских работ алеуты в зимнее время претерпевают великий голод... Сострадательный человек едва может удержаться от слез, увидев сих несчастных, кои более похожи на мертвецов, нежели на живых людей. По отъезде мужей в партию жены с малолетними детьми, дряхлыми стариками и старухами... не имеют времени запасти для себя нужного на зиму корма; и потому часто случается, что многие умирают от голода. Все сие... есть ли знак ласкового и дружеского обращения? Слова «ласковое и дружеское обращение» всегда обращают первое место на губах и бумагах компании, а не на самом деле".
На работы автохтонов выгоняли следующим образом: "Наделав прежде колодок на ноги и накладных рогаток на шею, изготовя для молодых розги, для тридцатилетних линки, а для стариков палки... и, стоя с заряженными ружьями, расклали... розги, линки, колодки и рогатки, говоря: "Кто не хочет ехать в партию, тот пусть себе избирает любое". В сие время некто начал отговариваться, вдруг его схватили, обложили железными кандалами, секли до тех пор, пока захрипел и едва мог сказать: "Еду"."
Баранов, видя участие иноков в судьбе коренного населения и их стремление облегчить участь туземцев "к посрамлению чести духовных, из зависти по причине великой любви народа к своим просветителям... подразумевая из этого умаление своей власти над изнуренным от разных работ и налогов компанейских американцами... Баранов присланным к эконому духовной миссии, монаху Герману, письмом запрещал духовным иметь обращение с американцами и велел отгонять тех, кои по долгу проповедников приласканы были".
Только в лице своих духовных наставников эксплуатируемое коренное население находило сочувствие и поддержку. Главным его защитником был отец Герман. Будучи пылкого нрава, он с горячностью вступался за права природных жителей, попираемые строптивостью, жестокостью и распутством промышленных и начальников. Своей деятельной любовью и участием он успокаивал и согревал сердца страждущих. В результате, миссионеры стали для них не только просветителями и учителями, но и заступниками, и в сознании автохтонов формировался позитивный образ Церкви.
По своему смирению отец Герман всегда отказывался от священства, но духовным советом и примером своей подвижнической жизни привлекал ко Христу многих людей. В первую очередь он заботился о том, чтобы язычники узнали о Христе и восприняли в своей жизни истины Евангелия. Особое внимание он уделял детям, продолжая заниматься школой на Кадьяке. Вместе с заботой о духовном благоустроении коренного населения и нормальном к ним отношении со стороны русских, монах Герман обучал автохтонов земледелию, кулинарии и ведению домашнего хозяйства. Он не совершал специальных миссионерских поездок и не занимался изучением туземных языков, но своей святой жизнью, которая была исполнена трудов и лишений, терпения и воздержания, любви и сострадания, приводил жителей Аляски ко Христу.
Старец закончил свою жизнь в 1837 г. в полуотшельничестве на небольшом острове Еловом возле Кадьяка, прозванном «Новым Валаамом». Память о нем благоговейно почитается до наших дней. В 1970 г. он был канонизирован как преподобный Герман Аляскинский.
Тропарь преподобному Герману Аляскинскому, глас 7:
Звездо пресветлая Церкве Христовы, на севере просиявшая, вся к Царствию Небесному путеводящая, учителю и апостоле истинныя веры, предстателю и заступниче гонимых, украшение изящное Святыя Церкве во Америце, преподобне отче Германе Аляскинский, молися ко Господу Спасу нашему, спастися душам нашим.
В публикации использованы материалы из книг и статей: С. А. Резников "Православная миссия в Русской Америке (1741–1867)"; Митрополит Климент (Капалин) "Преподобный Герман Аляскинский и правители Российско-американской компании" и "Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г."; "Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия)" , 1900 г.; А. Бушков "Русская Америка - слава и позор"; С. Корсун "Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2