На понимании этой закономерности построены художественные приемы, помогающие подчинить своей задаче стихийное движение внутренних сил. При правильном управлении вниманием энергия ума распределяется таким образом, что помыслы «лишаются силы», их приток теряет свою инерцию и ум поглощается молитвой — сердце, ум и молитва замыкаются друг на друге.
Это еще далеко не благодатное слияние ума и сердца, но только деятельное единство, — чтобы удерживать его, с нашей стороны требуется усилие. Но уже достигнуто многое. Теперь, выбравшись из потока помыслов, став в сердце, как на твердый берег, ум способен на фоне тишины и молитвы замечать отдельные появляющиеся прилоги, приходящие от рассудка или от страстных движений чувства или всеваемые врагом.
Не сливаясь с ними, ум видит их как бы со стороны, поэтому может отсечь — не принять их, направив внимание не к ним, а к молитве, и тем уничтожить их. Появилась возможность выбора. Так начинается дело трезвения: ум из сердца наблюдает за окружающим и способен контролировать происходящее. Тогда как до сих пор брань с помыслами была бесполезной: погрузившись в поток, нет смысла махать руками — его течение не остановишь, но если хотим избавиться от него, то надо выйти на берег.
протоиерей Игорь Рябко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1