Император Николай II
Сегодня многие наши современники, размышляя об этом человеке, претыкаются и порой, не видя Промысла Божия и особого пути этого страдальца, не только не понимают его, но и изрыгают на него страшные хулы.
Сегодня, множество свидетельств о чудотворениях, происшедших по его молитвам известны в России, когда благоговейная любовь к нему и молитва умножаются, начинают говорит о том, что не может быть и речи о прославлении этого святого – новомученика, страстотерпца, исповедника – и вменяют ему в грех то же самое, что вменяли Иову Многострадальному. Он и этим согрешил, говорят они, и в том неправильно поступил.
Говорят, что ах, зачем он отрекся от престола. И в жизни у него были известные человеческие слабости. За это, рассуждают, и постигла его и Россию наказание Божие. И начинают переводить жизненный путь, житие этого великого подвижника (по другому не назвать его), великого исповедника и печальника о Русской земле и о Русской Церкви, начинают переводить разговор о нем в область политическую, совершенно чуждую тому Небесному Царству, в котором пребывают души человеческие, души, отшедшие от нас.
Так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и предчувствовал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было «предательство, трусость, обман» и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Приходили люди, пытались утешить его, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты… не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Трусость, обман, предательство – вот что царило вокруг того, быть может, единственного Императора России, который до конца осознал свое призвание Помазанника, до конца осознал, что он поставлен Богом для того, чтобы в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. Пожалуй, никто из тех, кого Господь призвал на это высокое служение, в такой степени, как Император Николая Второй, не понимал этого. И Государь сподобился величайшей милости от Бога – пострадать за Христа и за Его Церковь.
Для тех, кто пребывает в смущении от сомнений по поводу того, как же он отрекся, отошел от престола в самый страшный момент истории России, напомню: когда царь возвращался в бунтующий Петроград, он был полностью изолирован, его окружали генералы-предатели, которые давали ему ложные сведения о том, что происходит, которые ждали его отречения, ненавидели единовластие в России, жаждали разрушительных и страшных «свобод», вскоре ими в полном объеме полученных.
«Везде измена, трусость и обман», – вот что записал Государь в последний день перед отречением. Везде измена, трусость и обман. Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и раба Божиего, служителя Господня и подражателя Христу, Николая также предали и бежали от него. И нам ли ставить это в укор ему?
В Евангелии о слепом мы слышали, как Спаситель сказал: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». То же самое произошло и в 1917 году – настала ночь, и уже ничего нельзя было сделать, кроме того, чтобы со смирением и с терпением дальше нести свой страшный крест. Когда к одному из величайших старцев, к иеросхимонаху Аристоклию, пришли в 1918 году офицеры и сказали: «Благословите, батюшка, нас воевать против бунта, чтобы вернуть Россию на прежний путь», – он сказал: «Бесполезно, гнев Божий нашел на Россию за отступление от Бога, и что бы вы ни делали, ничего не получится, только кровь прольете». То же самое говорил и старец отец Алексей (Мечев). И в этом же духе, в духе прозорливости, пророческом духе пребывал и Император в эти дни.
Он понял, что вершатся судьбы Божии над Россией, а суета и необдуманные действия будут сейчас ей только во вред. Он не уехал из России – царь остался для того, чтобы до конца вместе с народом пронести свой крест. Он так и говорил: «Если сейчас в России нужна жертва, то этой жертвой буду я». Император Николай и стал этой жертвой в 1918 году в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, приняв мученическую смерть: и сам, и его супруга, и дети.
Он знал, что не случайно родился в день Многострадального Иова. Святой праведный Иов получил воздаяние, которое мог Господь ему дать во дни Ветхого Закона (только на этой земле тогда давалась радость воздаяния людям), – умножилась жизнь его, и дети, и имение. Но последователь святого праведного Иова Многострадального, Государь Император Николай II, страдавший и за свои грехи, и за грехи вверенного ему народа, получил воздаяние в Царствии Небесном. И сейчас величайшим счастьем для него является молитва за тот народ русский, за который он и поныне несет ответственность как последний Император и Самодержец России. И это страшное великое послушание он пронес через жизнь, через смерть и несет в жизни вечной.
Поэтому будем молиться, уповая на Господа, чтобы Господь просветил наши слепые очи духовные, просветил наш ум, чтобы мы могли отличать неразумное, ложное благочестие от истинного пути Божьего, который есть крест, терпение и жертвенная любовь.
Митрополит Тихон ( Шевкунов)
______
Протоиерей Димитрий Смирнов о Царе Николае ll
Прекрасный и святой человек. Очень умный, блестяще образованный, очень храбрый, очень твёрдый. И чем особенно он отличался – он бесконечно любил свою жену и своих детей. Царственные особы зачастую позволяют себе вещи совсем не подобающие не только царственным особам, а вообще людям. А Николай Александрович был совсем другой человек. И вот, так часто бывает, что такие люди, в которых нет ни страха, ни упрёка, людей по-другому организованных чрезвычайно раздражают. И в течение его жизни на него обрушивалось огромное количество всяческой клеветы, ненависти, злобы. Сотни и тысячи людей, одержимых идеей переустройства нашей государственной и народной жизни, стремились к тому, чтобы он исчез.
И вопреки вообще здравому смыслу была устроена революция, в которой участвовали очень большие народные силы, начиная с генералитета, офицерства, духовенства, которые думали, что если они заменят какого-то императора, которого они, конечно, не выбирали, потому что он был наследником престола, то жизнь станет лучше, жизнь станет веселей, как однажды произнёс товарищ Сталин. И что в результате? В результате все, все сословия народные получили своё. Каждое сословие.
До сих пор Россия испытывает на себе последствия, и я думаю, никогда уже не оправится от того, что пришло на смену царской власти. Многие до сих пор никак не осознали, что утрачено. Это очень опасное явление. Потому что если исчезнет наше государство, то никому несдобровать. Никому. Ни одному жителю этой огромной территории. Но, к сожалению, люди этого не понимают, а история нас учит тому, что она ничему не учит. Почему так? Потому что людьми владеют невежество и всякие идеи, которые, к сожалению, в большинстве своём разрушительны. Отчего это происходит?
Лучше всего это мы понимаем, когда смотрим на детей. Я уже сто раз говорил: кто-нибудь из вас видел двух десятилетних мальчиков, которые на свои деньги, ими скопленные, купили две банки краски и красят свой подъезд? Таких нет. Вот как разрисовывать дома всякими гадостями – сколько угодно. Кто-нибудь из вас видел мальчика, который бы взял бы, открыл сборничек стихов и наизусть выучил Тютчева? Таких нет. Только висящая где-то двойка, если он не выучит домашнее задание, заставляет его вызубрить два четверостишия. А по поводу третьего он говорит учителю: "Я учил". Ну учил, но вот не смог выучить. Только то, что гадко, только то, что мерзко, только то, что гнусно, только то, что неблагородно и подло, только это интересует наших детей. Отчего это? Оттого что грех царствует в сердцах и головах.
Поэтому все революции мира делаются людьми молодыми. Молодой человек жизнь ещё не прожил, поэтому он, во-первых, глуп, а во-вторых, горд, имеет о себе очень высокое мнение и считает, что он сам лучше понимает и знает, чем папа, мама, дедушка, бабушка. Вот поэтому наша страна пережила эту страшную катастрофу и в неё было вовлечено огромное множество народу. Конечно, не все. А некоторые уже с 1918-го года опомнились. У кого ума и денег хватило, уехали за границу. Тоже ничего хорошего: дворяне работали таксистами. Но по крайней мере, не сгнили в колымских лагерях, продлили свою жизнь. А так как питание в Европе лучше, некоторые дожили до 90-95 лет, кто и до ста. И войну пережили. Но потеря Родины – это огромное испытание.
Наш бедненький народ не захотел императора и не воспрепятствовал его убийству, убийству его жены, убийству дочек-принцесс и наследника престола, маленького больного мальчика. Очень малое количество людей ужаснулись от этой жестокости. Вместо доброго, кроткого, очень талантливого человека пришёл антихрист. Не хотели Николая Романова – получили Владимира Ульянова. Кто хочет познакомиться с этим садистом, тому достаточно прочитать его произведения. Я начал читать с восьмого класса и ужаснулся цинизму, подлости и хамству этого человека. Конечно, для самого большого антихриста, который придёт в конце времён он мелковат, но все параметры налицо. Он просто упивался кровью людей. Самый любимый его глагол из русского языка – это был "расстрелять". Хотя сам он не кончил, конечно, Казанского университета, ему это уже позже приписали, он был вообще-то по попытке получить это образование юристом. Поэтому он знал такое понятие как презумпция невиновности. Но это всё было отвергнуто. Во что бы то ни стало нужно было удержать власть. А как власть можно было удержать? Вот приходят люди, просто банда самая настоящая, и притом не выборным путём. Они бы никогда не набрали нужное количество голосов. Просто захватили власть с помощью оружия, купленного на немецкие и американские деньги. А большинству людей всё равно наплевать, лишь бы себе извлечь какую-то выгоду, жалование, пайки. И началось. Вся Россия была залита кровью. По расчётам Дмитрия Ивановича Менделеева, который исследовал перепись населения 1913-го года, к концу ХХ века русских должно было быть шестьсот миллионов человек. Где они? Их деды убиты, отцы не родились.
И вот, вместо святого царя появился злодей, памятники которому до сих пор украшают нашу страну. Один человек, депутат последней Государственной думы, ещё при Николае Александровиче, принимавший его отречение, о Ленине сказал так: думающая гильотина. Просто замечательный образ. И до сих пор это никак не пережито, никак. Молодёжи вообще всё равно. Единственная хранительница предания нашего народа является Церковь. Слава Богу, что она у нас есть, слава Богу, что два процента населения могут в храм ходить, могут причащаться, делать очень неудачные попытки воспитать своих детей или сохранить семью. Слава Богу, это есть, это милость Божия. Но что будет дальше? А где оно, следующее поколение? А, вон оно стоит. Ну, слава Богу! На тебя вся надежда, моя милая. Может, ты нам деток нарожаешь, человек двенадцать, и от тебя пойдёт совершенно новый народ. Так что дорогие братья и сестры, вот этот день, в который 150 лет назад родился у Александра III сыночек, которого назвали в честь Николая Чудотворца Колей, исполнен трагизма. В силу той высочайшей несправедливости, которая была на него обрушена, многие усматривают в том жертву.
Некому заняться главным, потому что душа народа не в порядке. Но смерть Николая Александровича, его супруги и деток была не напрасна, потому что люди начинают интересоваться его жизнью. Вчера ночью фильм показывали о нём. Хорошее время находят обычно – в два часа ночи, чтобы, наверно, наибольшее количество детей и взрослых посмотрели напоминание об этом человеке. Нет, это не напрасно. А что же он может сделать оттуда, с небес, где он пребывает? Он может вызвать определённого рода чувство – сострадание к нему, к жене и жалость к детям. Чтобы человек просто элементарно научился жалеть невинных страдальцев. Это очень важно. Для кого? Для всех тех, кто испытывает это чувство. Потому что чувство сострадания к невинным понуждает человека возродить в себе человечность. Вот для чего была принесена эта жертва. Потому что если бы он сильно захотел, то было время, когда он мог организовать свой побег, всё здесь просить. И никто бы его за это не осудил, потому что и так всё пропало. Как он сам написал: "Везде измена, трусость и обман". Не на кого положиться. Вся верхушка, даже родственники, были против. Великие князья с красными бантами выходили. Подожди немножечко, скоро этот бант заалеет настоящей твоей кровью, что так и случилось.
Поэтому давайте, придя домой, помолимся нашему замечательному императору. Среди династии Романовых он был и навсегда останется таким светлым пятном. И может, Господь и в нашем сердце добавит такого необходимого для христианина чувства, которое именуется сострадание.
Спаси всех Господи!
______
Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.
Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы — перед убитым Великим князем Андреем Боголюбским!
Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет Русскую землю от переносимых ею бедствий".
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
_________
"Над Россией постоянно нависает меч страшной войны, но молитва Святого Царя Николая отводит гнев Божий. Надо просить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как Он там плачет за нас!"
прот. Николай Гурьянов - один из наиболее почитаемых старцев XX-XXI века)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2