В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранятся три паспорта художника, каждый с разным годом рождения - 1841, 1842 и 1843. Наиболее вероятной датой является 1842 год.
В Академии художеств Куинджи никто не ждал с распростертыми объятиями. Жизнь в Петербурге началась с неудачных попыток познания высокого искусства. Его просто не взяли в Академию. Но выдающийся дар помог Куинджи добиться заметных успехов в искусстве. Талант позволил Куинджи даже получить стажировку в мастерской известного мариниста Ивана Айвазовского, а также посещать классы Общества любителей искусства. Потом его, наконец, заметили, присвоили звание вольного художника и даже допустили к сдаче экзаменов по специальности.
Художник видел Бога в каждом живом существе: он обладал мистическим, религиозным складом ума и пантеистическим взглядом на мир. Он обожал природу всем сердцем. Говорят, Куинджи даже боялся затоптать траву ногами или случайно наступить на жука или муравья. Особенно любил художник птиц. Ему постоянно приносили голубей и воробьев, раненых от рогатки или просто больных. И тогда Куинджи и его жена лечили их, вынашивали и выпускали на волю.
Первое признание принесли ему ранние картины «Осенняя распутница» (1870), «Ладожское озеро» (1870) и «На острове Валааме» (1873). В этот же период Куинджи активно путешествовал по Германии, Франции, Швейцарии и Австрии, где искал вдохновения и досконально изучал творчество великих мастеров.
Однако по возвращении он создает произведения, совершенно не похожие на те, что он видел в европейских музеях. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал со своей молодой женой, он поразил французскую публику. Он был признан самым русским и оригинальным художником. В этом же году он начал работу «Украинская ночь». Картина имела большой успех в Париже. Но его не понимали петербургские коллеги, видевшие в его творчестве лишь иллюзорные цветовые эффекты и романтические поиски.
Когда Куинджи вышел из «Товарищества передвижников», он выставил свою новую работу, которая сделала его популярным - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Неудивительно, что художник так много экспериментировал с цветами и освещением. Он использовал специальные световые эффекты, чтобы нарисовать природу, и добился таких поразительных результатов, что люди, впервые увидевшие картину на выставке, пытались проверить ее оборотную сторону. Публика активно искала за полотном лампочку!
Новаторство Куинджи проявилось в его неутомимых поисках и экспериментах со светом, цветом и красочными пигментами. Художник сознательно использовал в своем творчестве последние открытия физики и химии. Например, в уже упомянутой картине «Лунная ночь на Днепре» смелый экспериментатор Куинджи использовал битум - темный материал, способный отражать свет. Картина выставлялась в зале с затемненными окнами, а поверх нее направлялся электрический свет. Благодаря этим приемам картина имела необычайный успех. Зрители были поражены эффектом света, который будто исходил от изображенной на картине луны.
В 1910 году художник составил завещание, согласно которому после его смерти «Общество художников им. Куинджи» должно было получить весь его капитал в размере 421 800 рублей, а также 228 десятин (почти 2,500 квадратных километров) земли на Южном берегу Крыма. Куинджи было важно, чтобы все его наследство служило во благо развития русского искусства. «Общество художников имени А. И. Куинджи» было создано в феврале 1909 г., за год до его смерти и просуществовало до 1930 г. Его основной задачей было оказание финансовой помощи художественным обществам и группам, а также талантливым художникам.
Увы, но на самом пике славы Куинджи стал затворником. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. Их, по подсчетам, было немало: примерно 500 эскизов и около 300 графических работ. Объяснения поведению такой известной личности биографы дать не могут.
Архип Куинджи родился в бедной семье, рано осиротел, но сумел своим талантом и упорством пройти путь от ученика ретушера в Таганроге до профессора Академии художеств и собственника многоквартирных домов в Санкт-Петербурге. Пройдя нелегкую жизнь и став миллионером, он оставался скромным человеком, выделяя средства своим одаренным ученикам и начинающим художникам.
И.А. Владимиров. Куинджи Архип Иванович кормит пернатых друзей. 1910
А. И. Куинджи "Осенняя распутица"
А. И. Куинджи "Украинская ночь"
А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев