FP: первый этап переговоров по Украине должен проходить без Киева
На начальных этапах переговоры должны вестись между Соединенными Штатами и Россией, пишет FP. Иначе, по мнению автора, прогресс в урегулировании станет совершенно невозможен, и любой предполагаемый компромисс немедленно станет достоянием общественности и вызовет бурю протестов.
«Foreign Policy», США
Администрации Трампа необходимо привлечь Москву к переговорам и поначалу исключить участие Киева
Новая администрация Трампа, похоже, искренне стремится к миру на Украине. Способна ли она задействовать крайне сложную дипломатию — совсем другой вопрос. Один из вопросов, который придется решать в самом начале переговорного процесса — на каком этапе и по каким вопросам Украина должна быть вовлечена в эту работу. Этот вопрос является более деликатным, чем принято считать.
Первой и самой главной целью переговоров (как и всех подобных обсуждений) будет четкое обозначение интересов каждого участника: с одной стороны, стратегически важных и абсолютно не подлежащих обсуждению условий, а с другой — того, по каким позициям он в принципе готов пойти на компромисс. Конечно, может оказаться так, что не подлежащие пересмотру позиции трех сторон в корне противоречат друг другу и несовместимы. В этом случае мирные переговоры неизбежно провалятся. Но мы не узнаем об этом, пока не изучим эти аспекты.
В переговорах участвуют три стороны: Украина, Россия и США. Однако на начальных этапах переговоры должны вестись между Соединенными Штатами и Россией. Само собой разумеется, что некоторые условия возможного соглашения потребуют полного согласия Украины, поскольку без этого урегулирование невозможно. Эти вопросы включают условия прекращения огня, порядок создания и протяженность демилитаризованных зон, а также поправки к конституции, гарантирующие языковые и культурные права русского и русскоязычного населения на Украине. Американские переговорщики должны будут в полной мере учитывать и принимать во внимание точки зрения Киева на важнейшие интересы Украины.
Учитывая некоторые категоричные и вполне легитимные позиции Украины, ряд ключевых вопросов, похоже, априори не подлежит обсуждению, и, если Россия будет настаивать на этих условиях, соглашение будет невозможно. Поэтому важнейшей первоначальной задачей генерала Келлога и его команды будет выяснить, считает ли российское правительство выполнение таких условий не подлежащим обсуждению, или же Москва готова пойти на компромисс по ним, если администрация Трампа будет готова уступить по другим вопросам.
Первое условие, не подлежащее обсуждению с точки зрения Украины и США, — это правовое признание Украиной и Западом захваченных Россией территорий. Это противопоставляется факту (уже публично признанному президентом Зеленским), что Украина не может вернуть эти территории на поле боя и поэтому должна принять реальность в ожидании будущих переговоров.
Российские эксперты в разговоре со мной высказали предположение, что Москва не будет настаивать на этом в ходе переговоров, поскольку, помимо Украины и Запада, Китай, Индия и другие ключевые партнеры России также отвергнут это предложение. Они говорят, что Москва надеется на ситуацию, подобную той, что сложилась на острове Кипр, где ни одна страна, кроме Турции, не признала Турецкую Республику Северного Кипра, но при этом переговоры длятся уже 50 лет безрезультатно.
Второе условие, которое не подлежит обсуждению, — это требование Путина вывести украинские войска с территории четырех областей Украины, которые, как утверждает Россия, уже были присоединены к России. Это абсолютно неприемлемо для Киева, и должно быть, по сути, неприемлемо для Вашингтона. США не могут поощрять и помогать Украине разваливаться на куски в безнадежной попытке вытеснить Россию с контролируемой ею территории. Однако Вашингтон также не вправе требовать от нее без боя отдать еще больше территорий. Украинское правительство, несомненно, даст понять это администрации Трампа. И мнение Украины должно быть принято Соединенными Штатами как окончательное.
Однако на ряд других основных вопросов Украина не способна повлиять. Они в основном зависят от интересов Соединенных Штатов, и именно американской администрации придется вести по ним переговоры. Центральным требованием России в ультиматуме, который был выдвинут перед началом военных действий, было заключение новых соглашений с Соединенными Штатами и НАТО, которые напрямую не касались Украины.
Сегодня же ключевые аспекты российских требований затрагивают ограничение боеспособности украинских вооруженных сил и зависят от Соединенных Штатов. Ведь только они могут предоставить Украине ракеты дальнего радиуса действия и разведывательные данные для их наведения. Вопрос о том, какие западные санкции следует отменить или приостановить в рамках сделки с Москвой, также зависит от Соединенных Штатов и ЕС.
Украина, конечно, может попросить о вступлении в НАТО, однако решение о том, принимать ли нового члена, зависит не от Украины, а от существующих членов альянса, и каждый из них имеет право вето по этому вопросу. Администрация США может взять на себя инициативу, однако Вашингтону придется самостоятельно решать, какое влияние и давление оказывать на других членов. Вашингтон не сможет обойти вето Венгрии и Турции, а возможно, и Франции, если следующим президентом станет Марин Ле Пен.
Вопрос о том, какие западные гарантии безопасности могут и должны быть предоставлены Украине в рамках урегулирования, также не зависит от Украины. Зеленский предложил ввести в страну войска из числа стран-членов НАТО, что было одобрено некоторыми западными чиновниками и обозревателями и, по сообщениям, обсуждалось президентом Франции Макроном и польским правительством.
Однако все, что мне довелось услышать от россиян, говорит о том, что для Москвы это так же неприемлемо, как и само членство Украины в НАТО, и поэтому соглашение будет невозможным. Более того, европейские страны согласятся отправить свои воинские контингенты только при наличии железной гарантии со стороны Вашингтона, что Соединенные Штаты вмешаются в случае нападения. Это, по сути, перекладывает решение на Вашингтон — не на Киев, не на Брюссель, Варшаву или Париж.
Прежде всего, мотивы России, побудившие ее начать эти военные действия, выходят за пределы Украины и распространяются на все отношения в сфере безопасности между Россией и Западом, во главе с Соединенными Штатами. Они включают в себя требование об ограничении военной силы США (на которое также должна согласиться Москва) и о создании некой архитектуры европейской безопасности, в которой будут учтены стратегические интересы России, а будущие столкновения — предотвращены.
Может оказаться, что администрация Путина или администрация Трампа — или обе администрации — откажутся идти на компромисс, и переговоры, соответственно, сорвутся. Тем не менее проверка этого предположения будет чрезвычайно сложным и трудным процессом, требующим терпения и дипломатического искусства с обеих сторон. Было бы крайне глупо ожидать, что Россия или Соединенные Штаты сразу выложат все свои карты на стол.
Поскольку этот процесс будет настолько сложным, печальная, но неизбежная реальность может заключаться в том, что, если Украина примет участие в переговорах с самого начала, прогресс в урегулировании станет совершенно невозможным. Любой предполагаемый компромисс немедленно станет достоянием общественности и вызовет бурю протестов в Европе, на Украине, в конгрессе США, в американских СМИ и, возможно, даже со стороны российских сторонников «жесткой линии».
Соединенные Штаты были важнейшим и незаменимым помощником Украины в борьбе за победу в этом конфликте, и не только потому, что они оказали помощь, но и потому, что европейские страны не оказали бы никакой поддержки без содействия и участия США. В результате американские граждане столкнулись с большими расходами и значительными рисками, а более широкие интересы США оказались под угрозой. Это дает гражданам США право рассчитывать на то, что их правительство возьмет на себя ведущую роль в переговорах о прекращении военных действий на Украине — тем более, это единственное правительство, которое может это сделать.
Анатоль Ливен
https://inosmi. ru"
https://www.putin-today.ru/archives/220788?repost=rpzh202412181256
Нет комментариев