Двухэтажные пассажирские вагоны уже перестали быть диковинкой на российских магистралях. Между тем мало кто знает, что первые эксперименты по их строительству и эксплуатации были начаты еще в царской России, а затем в СССР.
👉 Первый двухэтажный вагон в России построили в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе, второй — в 1907-м на Русско-Балтийском заводе в Риге. Автор обоих проектов — российский инженер Евграф Ефимович Рыковский. Однако в связи с экономическим кризисом 1905-1908 годов и Первой мировой войной наладить серийный выпуск вагонов подобного типа не удалось. Ни одного раритетного экземпляра до нашего времени не сохранилось. Остались лишь архивные снимки.
Разработка второго проекта началась по заказу Министерства путей сообщений СССР в 1963 году. Как информирует Центральный музей железнодорожного транспорта России, работы велись под руководством Моисея Ефимовича Шендеровича. Первый экземпляр был изготовлен в апреле 1965 года Ленинградским вагоностроительным заводом имени И.Е. Егорова. В средней части вагона пол был опущен с таким расчетом, чтобы разместить пассажиров в два этажа.
Высота пассажирского помещения первого этажа, где 28 спальных мест, — была достаточно высока. Для купола обозрения на втором этаже конструкторы применили специальные стекла и здесь же размещались 28 поворотно-откидывающихся кресел. Заметим, что пассажирских мест в нем было меньше, чем в обычном купейном.
Экспериментальный вагон со стеклянным куполом для обозрения местности предназначался для туристических маршрутов. И согласно архивным данным, все изготовленные экземпляры использовались лишь для экскурсионных поездок на линиях Москва — Рязань и Москва — Горький. Да и то недолго. Первые образцы, изготовленные на Ленинградском вагоностроительном, имели несколько технических недостатков. Пассажиры, проехавшие путь на втором этаже, жаловались на сквозняки.
Помимо недостаточной герметичности купольной части, были и другие явные проектные недочеты. Так, ширина прохода на втором этаже была столь узкой, что не могли разминуться одновременно два человека. На заводе в Ленинграде было изготовлено лишь 16 экспериментальных двухэтажных вагонов.
Министерство путей сообщений приняло решение приостановить проект. «Дальнейшая доработка опытного образца не состоялась», — говорится в предисловии к макету, экспонируемому в наши в дни в Центральном музее железнодорожного транспорта. Макет выполнен в масштабе 1 : 10. На кузове вагона есть надпись «ОК» (Октябрьская железная дорога) и ниже номер вагона — 7. Модель передана музею Центральным научно-исследовательским институтом информации технико-экономических исследований в 1989 году.
🚋 Единственный сохранившийся экземпляр экспериментального вагона находится в Ташкентском железнодорожном музее. Интересно, что для каждого пассажира предусматривались места как на первом этаже, в купе, так и на втором — под куполом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев