Многие слышали про правило 10000 часов, чтобы стать специалистом в любой области. Так вот, Карл Андерс Эрикссон, шведский психолог, профессор психологии Университета штата Флорида, который признан исследователем мирового класса в психологическом характере производительности человека, вместе проделал огромную работу, отраженную в нескольких книгах, последняя из которых называется «Кембриджский справочник по навыкам и достижениям» (Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance). Эрикссон в этом труде назвал этот процесс «ПРОДУМАННОЙ ПРАКТИКОЙ» и разделил его на 3 пункта:
✔работу над техникой
✔постоянную конструктивную критику
✔сосредоточенность на устранении слабых сторон
В этом труде Эрикссон подтвердил также и «правило 10 лет» (эту закономерность, обнаружили еще в 1899 году). Согласно ей, чтобы стать специалистом в любой области (игра на фортепиано, математика, шахматы итд.), необходимо 10 лет упорных занятий. Это правило, кстати, часто используют, чтобы определить оптимальный возраст для начала занятий: например, теннисистки достигают пика физического развития в 17 лет, поэтому начинать тренировки им следует в 7. Возможны и исключения, но «правило 10 лет» (и «правило 10000 часов») - понятно, т.к имеет более менее универсальное применение.
Поэтому, работа Эрикссона вызывает недоумение: А КАК ЖЕ ГЕНИИ? Ведь маленький Моцарт мог запомнить произведение, прослушав его всего один раз!
Эрикссон и здесь ссылается на голые цифры:
Как подсчитал его коллега, доктор Майкл Ху из Эксетерского университета в «Объяснении гениальности» («Genius Explained») Моцарт к 6 годам уже имел за плечами 3500 часов занятий музыкой, так что его муз.память - объяснима.
Пример Моцарта - это ещё одно доказательство того, что гений - это прежде всего экстремальное напряжение способностей, это непрекращающийся труд, вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете.
Да, «Гуляка праздный» Моцарт, как его называли современники, на самом деле не знал, что такое отдых, страстно работал, создавая в уме произведения (он их оставил более 650!). Записывать их он мог даже болтая с друзьями, откуда и пошла легенда о легкости его творчества. Но материально он процветал только благодаря своему «импресарио», отцу, но как только отец умер, Моцарт, именно благодаря своей творческой одержимости, быстро дошел до нищеты.
Это, конечно же, только частная иллюстрация свойственная гениям, встречающаяся способность к творческой самомобилизации, творческой целеустремленности, когда творцам нет дела ни до чего, кроме их Достойной Цели (по Альтшуллеру).
ВОПРОС:
Считаете ли вы, что в 99% случаев Достойная Цель, ради достижения которой творец одержимо работает, - всё равно останется бесполезной для общества и натолкнется на непонимание или неприятие? Поэтому, стоит ли творцам экономить энергоресурсы для достижения Достойной Цели?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев