Когда я стал обобщать собранные для родословной материалы, то оказалось, что из всех родов, из которых я происхожу (Павлушенко (отец отца), Примак (отец мамы), Завацкий (мама мамы), Жуковский (мама отца)), меньшего всего я знаю про род Павлушенко, чью фамилию ношу.
Происхождение фамилии «Павлушенко»
По версии генеалогических центров и организаций, фамилия «Павлушенко» широко распространена на всей территории Украины, в южной Белоруссии и в казачьих областях России. Она была образована от крестильного имени Павел. Общеизвестно, что после 988 года каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя. Такое именование позволяло решать
проблему идентификации: выделения конкретного человека из общества. Поэтому именно церковные имена и стали активной базой для создания фамилий. Думаю, что после того, как в конце XIX – начале ХХ века сотни тысяч украинских крестьян, спасаясь от нищеты из-за малоземелья и безземелья, в поисках лучшей жизни устремились
из Австро-Венгрии и Царской России в Южную и Северную Америки, Сибирь, Дальний Восток и Казахстан, а также после угона на принудительные работы в Германию, политической эмиграции на Запад и спецпереселений семей на Север и в Сибирь в середине ХХ века, фамилия «Павлушенко», как и многие другие украинские фамилии,
распространилась по всему миру[1].
Специалисты по генеалогии считают, что фамилия «Павлушенко» имеет украинское происхождение от крестильного имени Павел. Павел – имя одного из самых известных в христианском мире апостолов[2]. По рождении в 3-4 году Р.Х. в знатной еврейской семье, он получил
имя Савл. Как воинствующий фарисей, Савл участвовал в преследовании первых христиан. На пути в Дамаск с целью преследования христиан, его ослепил ярчайший свет. Услышав укоризненный голос Иисуса Христа, Савл уверовал в Него. Шедшие с
ним люди привели Савла в Дамаск, где он был исцелен от слепоты
священномучеником Ананией. Здесь же Савл принял крещение под именем Павел. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом стал основанием для его апостольской миссии. Этим Святым были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и
являются одними из главных текстов христианского богословия. Среди христиан Павел – наиболее чтимый святой. В Писаниях апостол Павел предстает в облике нежного, любящего, тонкого, даже ранимого и, одновременно, грозного, твердого, неустрашимого, несгибаемого, иногда очень сурового, резкого и даже запальчивого святого. Иоанн Златоуст говорит о нем: «Хотя он и Павел, но все же он был человек». Да и Церковь никогда его не изображала в виде сверхчеловека. Рядом с
личностью Иисуса Христа он, конечно, как бы ни был велик, только человек. Святой Павел считается покровителем Камчатки и Петропавловска-Камчатского, Греции, Мальты, Лондона, Санкт-Петербурга и Познани.
Славяне верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой и хорошей, а если трудной, то хотя бы справедливой, потому как существует незримая связь между именем и судьбой человека. Имя Павел в переводе с латинского языка («паулюс») означает ласковое обращение – «маленький», «малыш» или «младший», что было актуально при совпадении имен отца и сына.
Иногда значение имени «Павел» трактуют как «незначительный». Женский аналог имени Павел – Павла, Полла, Паула. Родственное имя для Павла – Паулин (Павлин), женскими формами которого являются имена Полина и Павлина.
Рис. 1. Посетив церковь Спаса Нерукотворного старейшей подмосковной усадьбы Вороново, которая принадлежала талантливому воеводе Великого князя Дмитрия Донского Д.М. Боброк-Волынскому, родившемуся и жившему долгие годы на Волыни, я был поражен ликом иконы святого Павла
Скорее всего, основатель рода Павлушенко был выходцем из простого сословия по имени Павлуша – украинской формы крестильного мужского имени. Такое предположение объясняется тем, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная
верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности авторитетом и представителей которых соседи уважительно звали полным именем, зачастую, – еще по имени и отчеству.
В ходе обсуждения о происхождении нашей фамилии с родственниками, которые еще помнят рассказы наших бабушек и дедушек, было высказано предположение, что фамилия Павлушенко имеет казацкие корни. Ведь известен же в истории гетман Запорожского казачества Павлюк – предводитель крестьянско-казацкого восстания в Украине в
1637−1638 годах[3]. Мог быть и казак Павлуш. Красивая гипотеза. Тем более, что она вписывается в теорию словообразования украинских фамилий, как раздела науки о языке. Это как старшего сына Тараса Бульбы Остапа запорожские казаки звали Бульбенко, в отличие от
младшего Андрия – Бульбенок (одноименная повесть Н.В. Гоголя, первая публикация – 1835 год). Здесь нельзя обойти некую взаимосвязь героев данной гениальной повести с Древлянским краем, где испокон веков жили мои предки, выросли родители и живут ближайшие родственники, помимо того, что некоторые эпизоды повести происходят в Полесье, а Тарас Бульба – один из псевдонимов В.Д. Боровца,
украинского националиста, создателя и руководителя так называемой Полесской Сечи (Олевской республики).
Рис. 2. Гетман нереестровых запорожских казаков Павлюк (известен в историографии под многими именами: Павлю́га, Па́улус, Полуру́с, Пали́й, Баю́н, Бут, Гузда́н Карп Па́влович, Па́вел Ми́хнович, Павло́ Михайлович) – предводитель крестьянско-казацкого восстания в Украине в 1637−1638 годах против польской шляхты
Одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая (1847 – 1888), родившийся в Стародубе в начале XVII века куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Богдана Хмельницкого. Атаман имел троих сыновей: Назара, Хому и Омелька. Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь вместе с Омельком доставить выкраденного у поляков Назара к отцу для наказания за предательство. Назар, как и литературный Андрий, влюбился в польскую красавицу и перешел на сторону шляхты. Со временем Омелько стал предком Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Н.В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук и рассказавшего Николаю Васильевичу семейное предание. Более подробно об этой удивительной истории можно прочитать у А.А. Герасимчука[4].
Кстати, связь сюжета повести с Полесьем проявляется и в том, что Гоголь дал своему герою не совсем типичную для украинца фамилию
Бульба. Ответ Анатолий Герасимчук видит в том, что прототип Тараса Бульбы был выходцем из стародубских казаков, где картошку, как и на всем украинском Полесье, называют бульбой.
В Малине (город в Житомирской области) мама и брат Николая Миклухо-Маклая имели родовое имение, но дом (двухэтажный кирпичный особняк с флигелем), поврежденный бомбежками во время Великой Отечественной войны, не уцелел. В 1886 году великий путешественник и антрополог Н.Н. Миклухо-Маклай вернулся в Россию и после аудиенции у Александра III поехал в Малин. В родительской усадьбе путешественник пробыл два месяца. За это время он активно изучал обычаи и быт крестьян, а также очень интересовался происхождением древлян. Ученого интересовали местные народные праздники и их проведение. В Малине Миклухо-Маклай работал над статьями, а также систематизировал материалы, которые ему удалось собрать во время экспедиции. Повторно родительскую усадьбу в Малине путешественник посетил в 1887 году вместе с женой и детьми, уже будучи тяжело больным. Город чтит память великого путешественника музей, бюст и памятник. А когда я в мае 2010 года приезжал в Малин на свадьбу своей крестницы Олечки Чирук и ее нареченого Димы Литвин, то свадебная процессия двигалась по улице имени Николая Миклухо-Маклай.
Рис. 3. Памятник Н.Н. Миклухо-Маклаю в Малине
Надо заметить, что название города Малин происходит от имени не древлянского князя Мала, а его дочери Малы, Малуши, матери крестителя Руси Великого князя киевского Владимира Святославича (11 июля 978 – 15 июля 1015)[5]. Объясняется это следующим. В русском языке мужское имя с окончанием на согласный дает форму с окончанием на -о-в, например, Иванов, Александров, Петров сын, город. А женское имя с окончанием на -а, -я, дает форму иную: Галин, Верин, Машин сын, зять, город. Поэтому Малин не мог произойти от Мала, он мог произойти только от Малы, Малуши.
Чтобы закончить обсуждение казацкой версии фамилии Павлушенко, констатируем, что героическая история казацких восстаний так и остается красивой гипотезой происхождения фамилии Павлушенко, так как документальных подтверждений ее нет.
Мой юношеский товарищ Юрий Ковалинский в январе 2017 года написал мне: «Вітаю. Щодо призвіща Павлушенко. В Олевську і не тільки існють призвіща Павлусенко, Павлюченко, Павлюк (тож це призвіще), тому не обовязково потрібно повязувати призвіще з ім’ям. Це може бути і назва місцевості або населеного пункту, який існував у давні часи, або ще чогось, наприклад, назви об’єкта на забутій мові. Потім від латинської «СН», хтось записав через «Ш» чи «Щ», а хтось через «С» чи пізніше через звук «Ч» та інше. Призвіще Павлушенко може мати і два корені від двох слів, наприклад, «ПАВ» і «ЛУЧ», або «ПАВОЛОЧ» (пряжа)».
Рис. 4. Принесение мощей Святого 1000-летия преставления. Спасский кафедральный собор, Пятигорск. 17 июля 2015 года
Бесспорно, талантливый украинский журналист и мой земляк, которого с некоторых пор я называю своим товарищем, Анатолий Герасимчук, как историк Древнерусского государства, разработал свою гипотезу
появления фамилии Павлушенко: «Все народы мира происходят от единых предков, поэтому я категорически против того, что якобы греки или римляне дали цивилизацию остальным народам, якобы самостоятельно выросшим в болотах и лесах. Все народы, никто не будет это отрицать, многократно переселялись, завоевывали один
другого, влияли один на другого. Вообще у части историков есть мнение, что Цивилизацию римлянам и грекам принесли этруски, они же венеты, они же хетты, они же геты.
Поэтому я бы не уделял много внимания тому, что наше имя Павло якобы произошло от римского имени Павел. Славяне относятся к индоарийским народам и неизвестно еще, откуда в латыни появилось это слово, явно звучащее по-славянски. Не надо выискивать в других народах и культурах то, что является нашим исконным. То же слово «поле» близко к имени Павло. Поле – это пахотная земля. Поле – это общеславянское слово, буквально означающее «открытое место». Среди родственных слов в европейских языках отметим английское field, шведское fala, происходящие от латинского palam – «открытый».
Имя Павел, Павло родственно имени Поля, Полина, Палажка, Пелагея. А отсюда мы прямо выходим на пеласгов – одному из первых индоарийских народов, именем которого, по Геродоту, некогда называлась Эллада – Пеласгией. Население Эллады, по утверждению Геродота, происходило от пеласгов, перешедших в основной массе на
греческий язык. Население Аттики тоже принадлежало к пеласгам и называлось кранаями (край, краина, Украина – не оттуда ли?).
В этой связи думается, что фамилию Павлушенко надо выводить не от римского имени Павел, а от прародителя ариев народа пеласга. Арии были пахари, поле было их поприщем. Сейчас пеласги – забытый народ. Этрускам (по мнению некоторых этнографов, ближайшей родне пеласгов) повезло больше. Историки заново открыли их немногим более двух столетий назад, с тех пор культура и история этрусков стали объектом постоянного внимания специалистов и широкой публики. Именно в связи с этрусками иногда упоминаются и пеласги. Однако пеласги, пожалуй, сыграли гораздо более значительную роль в мировой истории, нежели этруски. Пеласги – это Греция до греков, Палестина до евреев, Магреб до финикийцев, Италия до этрусков, Англия до кельтов... Так что все здесь взаимосвязано».
Вероятнее всего, образование фамилии Павлушенко началось приблизительно в XIV веке, что обусловлено историческими процессами межгосударственных отношений. Именно с этого столетия Украина начинает контактировать с европейскими народами, которые в XVI столетии переросли в тесные взаимоотношения. Правда, не всегда эти взаимоотношения были справедливыми и дружескими.
Безусловно, фамилия «Павлушенко» представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры. Представитель этой фамилии по праву может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах,
подтверждающих след, оставленный ими в истории России Украины.
Так, в Государственном архиве Черниговской области в фонде 1171 хранятся материалы судебного пристава Нежинского окружного суда по Нежинскому уезду Г.Н. Павлушенко за 1877 – 1878 годы.
В базе данных «Участники Белого движения в России», где приведен наиболее полный состав участников антибольшевистской борьбы в 1917-1922 гг. в составе белых армий, иных антисоветских формирований, подпольных организаций, и т.д., а также репрессированных советскими властями по политическим мотивам во время и вскоре по окончании Гражданской войны, а также все лица, составившие так называемую
«первую волну» русской эмиграции[6] на стр. 33 историк С.В. Волков упоминает следующие имена: Павлушенко Анна Феофиловна (ур. Яновская), дочь профессора, в эмиграции во Франции, умерла 17 мая 1925 в Ницце (Франция); Павлушенко Сергей, родился в 1920 году в
эмиграции во Франции, умер 25 июня 1997 года в Монруже (Франция); прапорщик Павлушенко, с ноября 1918 года в Киевской добровольческой дружине, убит 22 ноября 1918 года в с. Петропавловская Борщаговка под Киевом; жена Алексеевского Петра, родился в 1896 году, в эмиграции в США, умер в 1990 году в Сан-Франциско Надежда (ур. Павлушенко, 1896 – 1987); П. Павлушенко и А. Павлушенко – активные участники Белого движения.
Известны также научные труды современных ученых: филолога Павлушенко О.А., доктора педагогических наук Бугайчук Е.В. (из рода Павлушенко, моя дальняя родственница), химика Павлушенко И.С., богослова Владислава Павлушенко (дальний родственник).
Наши корни
Мой односельчанин по Мушнях, который уже давно живет в Сывтывкаре,
Карповец Алексей Андреевич, как оказалось, – мой четырехродный брат, написал: «Михаил Иванович! Я Вас приветствую в здравии и в хорошем настроении. Изложенная Вами информация дает основание мне полагать, что у нас есть родственное начало. Твой дед Сафрон и моя бабушка Люба из одного рода, они были двоюродными братом и сестрой. Их отцы были родными братьями… В Беловеже Павлушенко до войны составляли самый большой и древний род. Их род выходит из
Древлянского племени».
Но здесь, на первый взгляд, есть противоречие по фамилии Павлушенко. Если это род из древлян, то при чем здесь христианин Павел? И если это древний древлянский род, то он не от простолюдина Павлуши. Объяснение может быть следующим: очевидно, что предки представителей рода Павлушенко имеют древлянские корни,
так как испокон веков и до XIX века люди практически безвыездно и компактно проживали на территории нынешнего Полесья, – в далеком прошлом Древлянского княжества[7]. И никто из древлян, как и в других племенах, не носил тогда никаких фамилий. В средние века (в том числе и в Украине) фамилии появились, но они означали принадлежность к одной семье. И только в XIX веке с ростом хозяйственной деятельности фамилия стала идентификатором личности отдельного человека.
Насколько можно судить из имеющейся генеалогической информации, село Беловеж (Рокитновский район, Ровенская область) является отчиной (не путать с вотчиной – родовым имением или земледельным владением) рода Павлушенко, как и многих других древних полесских фамилий.
На юг от села за Милячем находится урочище Павлушки, которое раньше было большим хутором. Краеведы считают, что здесь компактно проживали члены общины, которые образовали род Павлушенко.[8]
Например, автор труда «Русь-Украина: факты и сенсации»[9] Анатолий Герасимчук в марте 2016 года написал мне: «Прадід дружини Гаврило Степанович із Павлушков будував церкву в Біловіжі і був там старостою».
Алексей Андреевич Карповец также написал: «При хуторской системе
существовало такое родоплеменное расселение. По существу, люди жили родами, от которых и происходили названия, например, «Павлушки», «Самсоны», «Гимпели», «Махтоды», «Таргончуки», «Гливачи» и др., хотя большинство из них носили фамилию Павлушенко и, как правило, после женитьбы переселялись на свободные земли из села Беловеж…»
В январе 2017 года А.А. Герасимчук уточнил: «О фамилии Павлушенко,
которая якобы основала Беловеж и была там, и есть основной. Не перегибай и не настраивай против этой фамилии другие не менее древние и распространенные. Кирильчук, Ковальчук, Герасимчук, Васильчук, Демянчук, Шегера, Кушнир, Пинчук, Примак, Богданец, Кулакевич, – это не менее распространенные фамилии. Та же фамилия Карповец, возможно, намного более древняя в наших краях и происходит от карпов, от которых и Карпаты назван. Так же, как и ряд других… Например, Таргонський относится к древним княжеским фамилиям и точно к помещичьему сословию. У моего прадеда по матери фамилия Ковалевич – тоже непростая фамилия.
Посчитал количество людей в группах «Беловеж» в «Одноклассниках»
и «ВКонтакте», носящих или носивших фамилию Павлушенко, таки лидирует эта фамилия. Но всего около 10%: «ВКонтакте» из 267 – 20 представителей с фамилией Павлушенко, в «Одноклассниках» из 124 – 17. В группе «Рокитно» «ВКонтакте» из 1619 человек представителей
Павлушенко всего 11 человек. Как видишь, это менее 1%. Там больше всего фамилий Богданец, Берташ, Гордийчук, Пахнюк и других. Так что нельзя говорить о большой распространенности в наших краях вашей фамилии. В группе «Старое Село», кроме тебя и двух-трех твоих родственников, такой фамилии ни у кого больше нет. Там есть Пышняк, Чурилович, Лисовець и много других. В соседних Сновидовичах в
группе из 346 человек Павлушенко только одна случайно забрела. Там фамилии Тит, Ражик, Масовець, Федорович, Старенька и другие».
А.А. Карповец привел свои цифры: «Работая со списком Павлушенко – вся Украина» http://nomerorg.com/allukraina/lastName_ПАВЛУШЕНКО_pagenumber_39.html ), где значится 853 фамилии Павлушенко, я там очень многих знаю, и даже тех, которые давно выехали за пределы района в поисках лучшей жизни. Но список фамилии Карповец составляет 1115 чел. и прародина, полагаю, их в селе Березово, которое расположено на самой границе с Белоруссией».
Я согласен с данными замечаниями, мало того, эти фамилии так переплелись родством, сватовством и кумовством в хорошем смысле слова, что уже и не выделить прямого представителя того или иного рода. Например, моя троюродная сестра Светлана (ее бабушка Ганна и мой дед Сафрон родные брат и сестра из рода Павлушенко), проживающая в Беловеже, носит фамилию Басюк. Мой двоюродный брат Иван, также проживающий в Беловеже (его мама Агафья и мой отец Иван – родные брат и сестра), носит фамилию Богданец.
Однако вышесказанное не противоречит тому факту, что из хутора Павлушков, а, затем, и села Беловеж и разлетелись представители
рода Павлушенко по всему миру. В Интернете одна дама даже пошутила: «Я знаю украинское село, где все жители носят фамилию Павлушенко, это – Беловеж». Другой мой товарищ, родители которого выехали из села несколько десятилетий назад, писал мне, что его дед рассказывал, что после Великой Отечественной войны в Беловеже
проживало четыре независимых рода, носящих фамилию «Павлушенко». Моя старшая двоюродная сестричка Таргонская Вера (дочь родной сестры моего отца Ганны Павлушенко) утверждает: «Хутор Павлушки никакого отношения к нам не имеет. Это просто однофамильцы». А моя родственница из Мушней по роду Павлушенко и Примак Оля Чурилович написала в январе 2016 года: «Мне старожилы сказали, что мы из Беловежа, Павлушенко из рода Калеников». Что это значит, уже и спросить у некого. Единственное, что можно утверждать из анализа вышеприведенной информации, так это то, что род Павлушенко действительно имеет древние полесские корни.
Вот краткая история села Беловеж на украинском языке, взятая из Википедии: «Село Біловіж колишньої Юріївської волості Овруцького повіту, розташоване на західному кордоні Деревлянської землі, межуючи з північно-східним рубежем Волинського князівства біля так званого «Чортового лісу», який відділяв землі волинських князів від київських. Нині село Біловіж – центр сільської ради. Розташоване за 26 км від районного центру і залізничної станції Рокитне–Волинське в оточенні мальовничої природи над річкою Тризною, іменованою ще за червоний
колір води Красною. Село Біловіж – одне з старовинних поселень Деревлянської землі. Вперше згадується в польському записі від 1581 року у власності Олександра Вишневецького під назвою Б'єлов'єж. Зафіксовані інші назви, але видно помилкові – Беловіз (1624), Б'яловіз (1765). Назва села походить від слова вежа, біла вежа. Вежі за княжих часів будувалися з важких дерев'яних балок, з практичних міркувань їх білили, ставили на відкритій підвищеній місцевості біля головних доріг. Вони відігравали важливу роль в оборонній системі. Теперішня назва села пройшла віковічну трансформацію від Білої Вежі до Біловіжа.
В околицях села, ймовірно, відбулась страта деревлянами давньоруського князя Ігоря Рюриковича. Річка Тризна отримала назву
від місця проведення тризни княгинею Ольгою в урочищі Тризна на лівому березі річки Тризна. На старих картах також є річка Ігорева, яка в Біловіжі впадає в Тризну.
20 листопада 1921 року під час закінчення Листопадового рейду до Біловіжа, що був тоді під владою Польщі, повертаючись із походу, прийшли залишки Волинської групи (командувач – Юрій Тютюнник)
Армії Української Народної Республіки. Нерадісним було життя жителів села Біловіж за часів Росії і за панської Польщі. Радянська влада була проголошена в січні 1918 року. У вересні 1939 року Червона Армія принесла волю на польську землю. В Біловіжі почалося соціалістичне будівництво. Була організована сільська рада. Під час Великої Вітчизняної війни німці довгий час не появлялися в Біловіжі. В листопаді 1942 року німці вступили в село.
Після звільнення від німецько-фашистських окупантів у селі було організовано колгосп, а повністю колективізацію завершено в 1948
році. Багато жителів, які проживали на хуторах, переселялися в село, побудували просторі, світлі будинки. На території сільської ради проживає переважна кількість українців і лише один відсоток поділяють між собою росіяни, білоруси та поляки. До Біловізької сільської ради відносяться населенні пункти Купель, Мушні. Загальна кількість населення, що проживає на території сільської ради – 1755 осіб (станом на 2001 рік)»[10].
Конечно, история села Беловеж более древняя, насыщенная и когда-нибудь будет написана неравнодушными земляками. Сейчас над монографией по истории Беловежа работает мой четырехродный брат Примак Алексей Иванович – директор Березецкой общеобразовательной школы (Львовская область). Кроме того, издан труд братьев Алексея и Андрея Примак, где частично исследуется «седая старина» села Беловеж[11].
[1] Энциклопедия журнала «Вокруг света». Украинцы // http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/?title=Украинцы [2] Православный календарь. Апостол Павел // http://days.pravoslavie.ru/Life/life6778.htm [3] Гетман нереестровых запорожских казаков Павлюк // https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлюк_(гетман )
[4] Герасимчук А.А. Как Охрим Макуха стал Тарасом Бульба. 09.10.2013// http://uargument.com.ua/istoriya/kak-ohrim-makuha-stal-tarasom-bulboy/ [5] Герасимчук А.А., Таргонський Г.М. Русь-Україна: факти і сенсації. – Київ: Видавництво ТОВ «Інтерконтиненталь – Україна». 2015. – 224 с.
[6] Волков С.В. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016. Буква П. 1995-2016 // http://www.swolkov.org/ [7] Коломийцев И. Народ-невидимка. Тайна происхождения славян // http://kdet.ucoz.ru/publ/kn/narod_nevidimka_obnovlennaja_versija/1-1-0-5 [8] Примак О.I. Древлянська альтернатива. Рукопис.
[9] Герасимчук А.А., Таргонський Г.М. Русь-Україна: факти і сенсації. – Київ: Видавництво ТОВ «Інтерконтиненталь – Україна». 2015. – 224 с.
[10] Герасимчук А., Герасимчук Г. Біловіж. Викіпедія // https://uk.wikipedia.org/wiki/Біловіж [11] Примак А.I., Примак О.I., Бивала О.Г., Давидюк В.В. Таємницi полiського краю. Миргород. 2011. – 192 с.
http://roklibr.at.ua/news/europeday2017_piznaemo_evropu_razom/2017-05-16-797
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2