Нина Михайловна откликнулась на просьбу – прислать в Роговскую сельскую библиотеку всю информацию об отце, чтобы знали о его достижениях и помнили на родной земле.
Нина Михайловна рада, что память о нем сохранилась в родном селе. Тем более, что наш славный земляк сделал много полезных открытий для Победы в Великой Отечественной войне и для развития народного хозяйства. А именно: усовершенствовал топливо для самолетов, нашел способы получения и распознания взрывчатых и отравляющих веществ.
У него более 100 авторских свидетельств на разные изобретения, к тому М.Т.Цупиков являлся наставником молодых ученых Юга России. Тем более 23 января 2023года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Титовича.
Детство и юность Михаила.
В декабре 1912 года на «Михаила» (5 декабря) в селе Рогов Орловской губернии России (Злынковский район Брянской области) в семье Цупиковых (Тита Романовича \род.1872 ум. 01.1956\ и Натальи Евдокимовны (Широкая) \род. 1873 ум.12.1955\ родился сын Михаил \по паспорту 23.01.1913\ умер 24.07.1998 года; городское старое кладбище города Новочеркасска, Ростовской области).
В крестьянских семьях дети работали с малолетства, не обошла такая доля и маленького Мишу. В три года мальчика посадили на лошадь и ребенок работал и в доме и в поле. Подворье и земельные угодья Титу Романовичу остались от его отца Романа Демьяновича Цупикова, а тому от его отца крестьянина, православного Демьяна Васильевича Цупикова. Все предки занимались сельским хозяйством, и такая судьба ждала бы и Михаила, но события осени 1917 года все изменили. Советская власть дала семье в урочище Мошки, несколько гектаров леса с протекающей по нему речкой. К моменту коллективизации семья была довольно зажиточной, таких как они, называли середняками, так как работали все члены семьи и в своем хозяйстве наемный труд не использовали. В семейном хозяйстве были лошади, коровы, овцы, домашняя птица. Из орудий орудия труда и сельхозоборудования имелись сеялка, веялка, были в собственности шерстобойка и маслобойка.
Способности к учебе проявились у Михаила с детства. Рано обучившись грамоте, мальчик так любил читать, что забывал обо всем и получал замечания не только от родителей, но и от старших: брата Прохора и сестры Ксении.
В Роговской школе 1-й ступени Миша обучался с 1924 по 1928 год. Затем учился в Злынковском фабрично-заводском училище. События коллективизации нарушили быт семьи, родителям пришлось покинуть родное подворье и уехать на работу в Злынку на торфяные разработки. А Михаила отправили жить к дяде, который был лесничим и своих детей в его семье не было. Мог, конечно. Михаил тоже пойти работать. Но родители юноши понимали, что их сын очень способный и тянется к знаниям, поэтому обучение надо было продолжать.
В 1930 году Михаил закончил Злынковское фабрично- заводское училище. К тому времени старший брат Прохор, завербовался на строительство Магнитогорского металлургического комбината им. Сталина (Магнитки) и позвал Мишу к себе на работу. Деревенского парня определили на конный двор рудника «Аттач», где Михаил проработал во всех должностях: возчик, табельщик, разнорядчик, ветсанитар. Жил молодой парень на 5-ом участке в бараке, где его одолевали холод, клопы и вши. Поэтому чаще он выбирал место для ночлега где было теплее, а именно на сене в конюшне возле рабочих лошадей. Потом работал экспедитором фабрики-кухни N7 треста «Нарпит», а в июне 1931года был назначен лаборантом коксохимотвода при комбинате. На строительстве Магнитки также работали иностранные специалисты, вот они то и заметили некоторые способности Михаила и посоветовали ему учиться дальше.
Университет и работа после обучения.
В1932 году на Магнитке открывается вечерний пединститут с подготовительным отделением. Михаил оканчивает эти вечерние шестимесячные курсы и после окончания срока вербовки поступает на химфак Пермского университета. Родители Михаила в это время уже вернулись в село Рогов в свое подворье, но помогать материально сыну не могли. Пришлось подрабатывать, выполнять любую работу. Михаил даже подрабатывал статистом в Пермском оперном театре. В результате чего он выучил все мужские арии, которые впоследствии, часто исполнял в дружеских семейных компаниях. Профессора и доценты университета, оценив способности Михаила, стали предлагать ему работу и в стенах университета. Так выполняя работу лаборанта, Михаил вникал в суть научной работы, изучал методы и способы решения научных задач, развивал свои аналитические способности в химии.
В 1938 он с отличием завершает обучение по специальности органическая химия и ему присваивают квалификацию «научного сотрудника, преподавателя ВУЗа и средней школы».
Комментарии 5