История возникновения ремесла
Еще с конца XVIII - го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Началось всё с того, что на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан, местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Надоело ему продавать задешево свою «точенку» или «белье». «Бельем» раньше, да и сейчас называют деревянную неокрашенную посуду – ложки, миски, плошки, поставцы. Труда много, а денег совсем ничего. Такая же, но расписанная посуда на ярмарке в Хохломе продавалась намного дороже. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Дело пошло веселей.
Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Получилось неплохо, но все же не хватало чего-то – то ли яркости, то ли сочности. Когда появились яркие анилиновые краски – это было то, чего не доставало новому промыслу. Начиная с 1930 года, Полхов - Майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту резко возрос. Процесс изготовления изделия необходимо было ускорить. Прожженную бороздку заменили черной линией, которую очень быстро можно было наносить стальным пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по волокнам древесины, «точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея.
Ассортимент изделий этого промысла очень разнообразен. Включает в себя 2 вида. Одна группа - детские игрушки, так называемые «тарарушки»: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.
Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» («поставок» - цилиндрический сосуд для хранения сыпучих продуктов), самовары, коробочки. В большом количестве вытачивались и расписывались пасхальные яйца.
Создание поделок. Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные из дерева фигурки хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала – это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.
Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап – художественная роспись по дереву красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность. Последние штрихи – покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается Полхов-Майданская роспись. Рисунок, как правило, имеет четко очерченный контур.
В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив – цветы, бутоны, ветви из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Пейзажный мотив: пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками. Изделия носят преимущественно сувенирный характер. Особое место занимает матрешка.
Художественное ремесло сегодня.
В современных условиях альтернативой кустарному изготовлению изделий стало производственно-художественное объединение, открытое на базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское, под названием «Полхов - Майданская роспись».
Здесь игрушки и предметы быта вытачивали не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах.
В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых необычные игрушки-тарарушки (матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки), пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки.
Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: Полхов - Майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку. Естественно, такие изделия более унифицированы и однообразны, чем произведения мастеров-кустарей, но и они достаточно востребованы ценителями народного искусства.
Особая гордость жителей района - Музей матрешки. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.
Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но, несмотря ни на что, люди по-прежнему покупают изделия Майданских мастеров. Ими украшают картины, кухни, в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты, игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2