Металлическое или деревянное приспособление для размешивания углей в печи, сгребания жара. Кочерга представляет собой либо короткий толстый железный прут с загнутым концом, либо такой же крюк, но укрепленный на длинной деревянной рукояти.
Кочерга использовалась, как и другие предметы, связанные с очагом и печью (ухват, сковородник, хлебная лопата, помело), в обрядовых действиях. Вродильной обрядности для облегчения и ускорения родов через кочергу заставляли перешагнуть роженицу.В свадебном обряде в Курской губ.перед началом сватовства связывали кочергу и помело. Не разрешалось разбивать кочергой образовавшиеся головешки после мытья в бане невесты перед свадьбой, иначе молодой муж будет бить свою суженую. В похоронно-поминальной обрядности кочергу наравне с топором, камнем,хлебом-солью, хлебной дежой клали на место стоявшего гроба после его выноса, чтобы не было в избе другого покойника. В Нижегородской губ. существовало поверье: для того, чтобы «родители» — умершие люди — не проваливались в пекло, нельзя было разбивать кочергою головешки в печи, так как усопшие связаны с домашним очагом.
В календарной обрядности кочергой широко пользовались в святочных гаданиях и ряжениях. Перед началом гаданий для того, чтобы защититься
от нечистой силы, кочергой ударяли по матице. В Козельском у. Калужской губ. вечером под Новый год девушки на кочерге отправлялись за водой, черпали воду в кувшин, называя имя того, за кого хотели выйти замуж, и приговаривали: «Лезь в кувшин». Принеся воду, наливали в чашку, насыпали туда же овса, опускали крест, кольца, угольки, после чего чашку накрывали, сажали в передний угол женщину- вдову, которая водила мизинцем по воде и запевала песню. Под какую песню вынималось кольцо, то и должно было произойти с его хозяйкой в наступающем году. В Вятской губ. девушки выносили банную кочергу во двор, садились в кружок и накрывали свои головы передниками. Одна из них очерчивала трижды вокруг подруг кочергой. В это время каждая
из девушек задумывала про себя, что если она услышит звон колокольчиков, шум поезда, гиканье ямщиков, хлопанье бичей и т. п., то она выйдет замуж в этом году. Лучше всего гадание проходило, если его исполняли на «розвертях», т. е. месте, где сходились две или несколько дорог. Среди рождественских гаданий с кочергой в Вятской губ. было широко распространено и «загребание женихов», когда девушки выходили на улицу с кочергой и «гнали» (сметали)
снег с концов деревни, заваливая ворота тех изб, где жили парни.
Во время святочного ряжения в Вологодской губ. из кочерги делали журавля: ее обматывали тряпкой и «клевали» ею — ударяли присутствующих.
Кочергу использовали для обведения магического круга, внутри которого считали себя за- щищенными от нечистой силы. В Васильев вечер — вечер дня Василия Кесарийского, 1 января (14 января), в Пермской губ. хозяйки трижды ездили на ожоге (кочерге), прося св. Василия о счастье и благополучии в новом году.
Также верхом на клюке (кочерге) объезжали вокруг хлевов со скотом, трижды повторяя: «Господи, благословесь! Стань железный тын!», предохраняя таким образом домашний скот от мора и порчи. Верхом на кочерге в Великий четверг страстной недели женщины объезжали вокруг дома, очертив его таким образом от «татя, вора и лихого человека». Во время подобной езды на кочерге на каждом верхнем косяке дверей дома, житниц и ворот обгорелым
концом кочерги чертился крест. В Пасху кочергой сталкивали куриц с насеста, чтобы они раньше начали нестись. В Орловской губ. на Радунице в полночь девушки выходили с кочергами и метлами в руках и «прогоняли смерть» из своего села, гоня ее по полю. Кочергу клали на порог, прежде чем выгнать
коров, в Егорьев день, 23 апреля (6 мая). Кочерга употреблялась в обряде «проводов русалки », который совершался в русалкино заговенье — первое воскресенье после Троицы.
Чаще всего русалку изображала девушка с распущенными волосами, в одной рубашке или без нее, украшенная цветами, верхом на кочерге и с помелом через плечо. Русалку провожали до леса или до ржаного поля; молодежь стучала в сковородки и печные заслонки. Русалка старалась поймать провожавших ее и «защекотать». Дойдя до ржаного поля, русалка пряталась. В ином варианте во время проводов русалки ру- салыцики шли впереди, держа покрытую пологом лошадиную голову, за ними скакали испачканные сажей парни («комелешники» и «коче- решники») и били длинными кнутами русалок, охраняя главных русалыциков. В конце действия пологи снимались и в знак погребения русалки в яму до будущей весны бросалась лошадиная голова. До семика русалки считались опасными, встречались на дорогах, заходили в селения. После обряда проводов они исчезали, уходили в глубь рек и озер до следующей весны.
В день Агафона-Огуменника, 22 августа (4 сентября), в Тульской губ. крестьяне, надев тулупы, вывернутые наизнанку, обвязав голову полотенцем
и взяв в руки кочергу, выходили караулить снопы от лешего, который в эту ночь, перебравшись из леса в поле, раскидывал снопы по гумнам.
Придя на гумно, крестьяне кочергой обводили круг и садились в него. Эти предосторожности спасали поле и гумно от проделок лешего.
По приметам, если домовой сердился на хозяев, то он ночью начинал бить посуду, выбрасывал кочергу, кирпичи из печки. Выбросить же кочергу
за дверь было необходимо для того, чтобы уберечься от града. Про кочергу говорили: «Не боится огонь кочерги »; «Кочерга в печи хозяйка»; «И в аду
хорошо заступничество: ину пору хоть кочергой вместо вил посадят: все легче»; «Свашенька рохля, под печкой издохла, дружка заглядает, кочергою выгребает». Загадывали загадки: «Стоит ковалица у судной лавицы, грызет ко- валица золоты яйца». Термин кочерга известен по всей России.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1