Не так уж часто услышишь теперь над зеленью лугов напевный голос пастушьего рожка. А ведь совсем недавно рожок, как и кнут, был у каждого настоящего пастуха. Мягкий, сочный звук рожка добросовестно возвещал трудовую зорю, «в час полуденный в кружок» собирал коров на полдник.
В разных местах рожки делали по-разному: навивали для него раструб из длинной берестяной ленты или просто делали его из полированного коровьего рога. Словом, изготовленные так или эдак, пастушьи рожки всегда оставались инструментами особыми, вобравшими в себя голос самой природы.
С деревенских пастбищ рожки в несколько измененном виде перебрались в современные концертные залы. И теперь рожок скорее услышишь где-нибудь на сцене, чем на открытых привольных лугах.
После войны, в начале 50-х годов, мне и моему дружку довелось встретиться с настоящим пастухом, который знал секрет изготовления рожка и виртуозно играл на нем. Звали его дедом Авдеем. Он пришел сюда, в Подмосковье, пасти скотину по найму из какой-то далекой деревеньки.
Когда мы с приятелем подошли к нему, он сидел у костра и стальным прутом выжигал отверстие в круглой деревянной палке.
— Телка на жалейку наступила, вот новую жгу, — добродушно объяснил старик.
Дед фактически заново мастерил рожок. Заметив, что мы внимательно следим за его работой, польщенный этим, он стал добросовестно объяснять, как и для чего он проделывает ту или иную операцию.
— Три материала на этот инструмент идет: кость, клен и волчатник. Из волчатника делают пищик — в нем звук рождается. Вторая часть кленовая, называется жалейкой, в ней из звука песня слагается. В третьей части, костяном рогу, звук становится сильным, звонким, за пять верст услышишь.
В лесу приглядись к кленовым веткам и срежь какую поровнее, толщиною с пятиалтынный. Пятиалтынный в этом деле вроде как мерка. Без меры и лаптя не сплетешь.
И дед показал нам пятнадцатикопеечную монету.
— Хошь, измерь. Два сантиметра ширина. Держи в уме на всякий случай.
Ладно, отрезал ты ветку, просуши дерево как следует, сними кору. Длина жалейки будет равна шести пятиалтынным. Обрежь кругляшок и сделай на нем пять зарубок для отверстий. Возьми железный прут, хоть от старого ведерка, спрями его, потом накали конец докрасна и жги себе отверстия где надо. Сперва прожги отверстие вдоль всей палочки, а потом сбоку, где у тебя зарубки сделаны. Для боковых отверстий проволоку возьми на самую малость потоньше. А гарь выскребай холодным прутом. Хорошенько посмыгай по стенкам, чтобы вычистить горелое дерево. У каждого отверстия вырежь желобки, чтобы на них было удобно класть пальцы во время игры.
А в конце этого отделка нужна. Скажу тебе, отделка — не безделка, прилежания требует.
Дед Авдей достал из кармана осколок оконного стекла и стал осторожно скоблить им кленовую деревяшку. Тонкая, мелкокрученая стружка так и струилась из-под стекляшки. Через несколько минут на корявой дедовой руке лежала гладкая, с мягким блеском жалейка. Но на этом отделка не закончилась. Пастух достал все из того же широченного кармана клок какой-то сухой травы и принялся натирать им жалейку.
— Хвощ это сушеный, — пояснил он, — вон его сколь растет по оврагам да по опушкам.
Мы посмотрели, куда указал дед, и без труда узнали знакомый нам по рисункам в учебнике ботаники хвощ. А через какое-то время мы уже держали в руках готовую жалейку, крепкую, блестящую, словно выделанную из мамонтового бивня. А пока разглядывали жалейку, дед Авдей наставлял:
— Есть которые делают жалейку из мягкого дерева да отверстия сверлят сверлами. Пустота это, звук в такой жалейке будет сырой, вялый. А иные бузину на жалейку пускают, ее и сверлить-то не надо, в ней сердцевина как вата, деревянным прутом вычистить можно. А полировать и не думай, не отполируешь. Нет в ней такой костяной твердости, как в клене. А дерево звенеть должно.
Пастух постучал железным прутом по жалейке, и она издала звук, напоминающий ксилофон.
— Ишь как звенит — чистый звук, хорошо петь будет. Пусть пока лежит. А вот другая часть рожка — раструб, попросту — бычий рог. Его можешь достать на бойне аль в утильсырье. Только вот что скажу: выбирай рог покрупнее, с тонкими стенками. Вывари его как полагается, вычисти. Макушку отпили так, чтобы жалейку вставить можно было. Потом почисть стеклом и отполируй хвощом. Дело это простое, особых хитростей не требует. Сделаешь тонко — будет звонко.
Пищик — вот это поделикатнее. Вот и слушай, мил дружок, как пищик делать. В здешнем лесу на каждом шагу растет волчатник. Срежь несколько прутиков с мизинец толщиной. Смотри, чтобы прутья были прямыми, без сучков, а кора ровная, со светлыми крапинами. А еще смотри на срез. Если на срезе древесина розовая, а сердцевина красная, то из такого прута пищика не сделаешь, потому как слои у него уже приварились друг к дружке. Знаешь, как дерево растет? Что ни год, то обновка, рубаху новую надевает, годичным слоем та рубаха зовется. Вот и выходит, что любая деревина в лесу состоит из деревянных трубочек, вставленных одна в другую. Не знаю, как из других деревьев, но из волчатника по любому слою можно выкрутить трубку, пока древесина не закраснилась.
Дед Авдей показал нам ветку волчатника — она оказалась веткой широкоизвестной в Подмосковье крушины, ягоды которой, словно покрытые черным лаком, сразу же бросятся в глаза, как только войдешь в смешанный лес. Отступив сантиметров шесть от конца прутка, дед сделал кольцевую прорезь. И, отступив от нее сантиметра четыре, заточил палочку, как точат карандаш.
— Вот теперь осторожно выкручивай серединку. Трубка у тебя должна остаться деревянная, прямо с корой. Ты кору сними с трубочки и один конец забей деревянной пробкой. Отступи малость от края и сделай поперек прорезь. Да смотри, чтобы ножик острым был. С тупым ножом работать — только мучиться. А теперь сделай надрез с двух сторон, получится пластинка, которая от воздуха дребезжит, оттого и звук в пищике рождается. Ты эту пластиночку сверху стеклышком поскобли, чтобы потоньше была. Да все время пробуй на звук. От толстой пластинки звук будет грубый, как у колхозного быка Стеньки, от тонкой пластины — тоньше комариного. Вот ты и возьми среднюю толщину, чтобы голос у твоего рожка был сочным, как у соловья.
Только вот играть я тебя, мил дружок, не научу. Сам научишься, коль душу имеешь. Душа запоет — и рожок петь будет. Так-то.
Дед Авдей сунул пищик в рот, осторожно дунул, раздался протяжный ззук. Судя по тому, как дед сладко сощурил глаза, это был тот самый сочный соловьиный голос, о котором он нам только что говорил.
Потом пищик был вставлен в кленовую жалейку, а та, в свою очередь, в полированный рог. Дед хитро подмигнул нам, рожок птицей взметнулся к его прокуренным усам. И какая-то необыкновенно радостная мелодия раздольно понеслась над пастбищем, полями и лесами. А в небе рожку подпевал жаворонок.
Федотов Г.
Приложение к журналу "Юный техник". №9 1975г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1