Одной из основных обязанностей коновала было охолащивание (кастрация) самцов (быков, баранов, поросят и жеребцов). Основной причиной для выполнения такой операции было то, что охолощенные самцы были более спокойны, а также лучше набирали вес. Слово "коновал" значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание "дурной крови" и оказание первой помощи больным животным.
Как правило, коновалы ходили по деревням в окрестностях собственного места жительства, предлагая свои услуги. Из-за специфики ремесла, связанного с противостоянием воспроизводству жизни, работа коновалов обрастала мифами и небылицами мистического свойства.
Коновалы считались знающимися с нечистой силой: если им не доплатить, они могут поселить кикимору в доме, заставить "браниться" скрипучие ворота или завывать печь, заманить в корчму пьяниц. Такое поверье сохранилось вплоть до XVII—XVII вв.
"В 1677 году приведен был в съезжую избу бобыль Олонецкого уезда Калинка Ортемьев и вынуты у него из узлов: травы, коренье, табак, кость, жженная с воском, змея и летучие мыши; а в расспросе и с пытки показал, что все эти снадобья дал ему коновал Симон-немчин. Велено было пытать его вторично и допрашивать с великим пристрастием и что он покажет — о том донести государю. Чем кончилось это дело — неизвестно" (А. Н. Афанасьев. Славянские колдуны и их свита.
В 1689 г. в Приказе Розыскных дел допрашивался "волхв Дорофейка", который показал, что стольник Андрей Безобразов просил его "напустить по ветру на великих государей, чтоб они были к нему добры". "Волхв Дорофейка объявился нижегородским посадским, ремеслом коновал и рудомет, умеющий бобами ворожить, и на руку людей смотреть, и внутренние болезни у взрослых и у младенцев узнавать, и лечить шептами, — и показал, что-де его научил этому ремеслу нижегородский коновал Федор Бобылев. О найденных же в его сумках бобах, травах и росном ладане Дорофейка показал, что бобами он разводит и угадывает, а ладаном оберегает на свадьбах женихов и невест от лихих людей — от ведунов; а траву богородицкую дает пить людям от сердечныя болезни, без шептов; а рвет-де тое траву летом в Рождество Иоанна Предтечи с шептами: „К чему ты, трава, годна, к тому будь и годна"... "Волхв-коновал Дорофей Прокофьев былъ сожжен въ срубе за то, что по свидетельству разных людей „заговорными словами по вѣтру напущалъ“ на царя Петра Алексеевича в подмосковном селе Хорошове".
Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII—IX вв. уже были коновалы. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пастухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, поддорожника, тысячелистника, марьина корня, иван-чая и др. Наружные средства минерального происхождения применялись для врачевания коновалами "скорбных лошадей от чесовой скорби".
Однако, использовались и магические приёмы, например: "живой огонь" Для этого у коновалов был специальный переносной станок небольшого размера для добывания огня трением. Живой огонь признавался самым действенным средством для прекращения эпизоотий — повальных болезней и мора скота. В таких ситуациях в каждом доме гасили весь огонь, и мужчины селения совместными усилиями вытирали живой огонь. От него разводили костер, через который прогоняли стадо, а также перешагивали сами жители, чтобы предохранить себя и скот от болезни. После очистительного действа от этого же пламени зажигали огонь в доме. Подобным образом лечили людей при эпидемиях: через живой огонь перешагивали все, кто мог, а больных через него переносили.
Профессор И.П. Попов (1908 г.), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отмечал, что коновал являлся "носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов".
Свой практический опыт врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколение, от учителя к ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входивших в состав обширного русского государства.
Начиная с IX в. в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами "недуг", "скорбь", "хворь" понимали болезнь, а под словом "знамя" — клинический признак болезни, симптом. Термин "пытание" означал распознавание, диагностику болезни, а "напор" — гребень эпидемической или эпизоотической волны.Следует отметить, что до XI в. в Древней Руси представления о болезнях животных прежде всего были связаны с действием "злых сил", проявляющих себя в любой воображаемой форме, и, только начиная с XI—XIII вв. появляются зародыши настоящей науки.
В IX-XIV вв. русские коновалы знали воспаление лимфатических узлов ("мышки"), мыт ("молосняк"), заболевание холки ("гриб"), болезни с явлением колик ("ноготь") лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и "насосы", делать кровопускания, кастрировать.
В лексиконе появляются слова и характерные выражения для различия связанных с заразными болезнями понятий: "мор", "моровое поветрие", "лиговое поветрие". Наряду со словом мор — старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотий — применялись такие выражения, как моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. "Пораженные такими заболеваниями местности именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурь".
В княжеских хозяйствах были специальные доверенные лица князя — управляющие ("тиуны"), а в их распоряжении большой штат "коневиков", пастухов, кузнецов, шорников, коновалов и других.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1