) выполняет еще и ритуально-магическую функцию оберега; как железный предмет широко применяется в лечебной и очистительной магии.
Как и другие острые и режущие предметы (нож, серп, коса и др.) является оберегом и отгонным средством против нечистой силы и болезней. Чтобы скотина хорошо паслась и ее не трогали дикие звери, при первом выгоне трижды обходили стадо с топором (рус. каргопол.), подкладывали Т. под порог хлева, затыкали в косяк двери, вешали в хлеву накануне Купалы. При первом выгоне бросали Т. на пашню, чтобы корова не утонула в болоте (гомел.). Брали с собой Т., отправляясь на первую пахоту (брест.), втыкали его в землю при севе ржи (гомел.) и гречихи (житомир.) и оставляли в поле, пока не соберут урожай. На пшеницу, которую на ночь не успели занести в амбар, при молотьбе клали Т. в первую меру зерна, чтобы колдуны не перенесли урожай на свое гумно (болг. пловдив.). Когда начинали ткать, под кросна клали штаны и Т. в качестве оберега от сглаза (ПА, ровен.). Если у коровы убывало молоко, процеживали его через отверстие в топорище (ПА, гомел.).
Т. использовали для остановки града: выбрасывали во двор (в. слав., серб., морав.), перед порогом дома (ПА, ровен.), втыкали в стреху (серб.), чтобы испугать и остановить халу, летящую перед градовой тучей (ц. серб.).
Чтобы защититься от вихря — в котором, по полесским представлениям, играют свадьбу черти — надо было бросить в него Т. Чтобы перестал «ходить» покойник, на порог его дома клали Т. (рус. каргопол.). Амулеты в виде маленьких топориков вешали в колыбель детям или надевали им на шею (серб.). В то же время Т. может быть атрибутом демонических персонажей: в лесу скачет русалка с Т., «тюкает» им и пугает людей (полес.), Т. с перьями носит ряженая Люция (словен., Прекмурье) и т. п. Строители при закладке дома могут навести порчу на хозяев, если с заговором ударят топором по бревну (ПА, волын., житомир.). В словенских быличках плотникам приписывается способность отбирать молоко у чужих коров — молоко течет с рукояток их Т.
Лезвие Т. ассоциировалось с зубами грызунов и хищников. Чтобы «забить» волку зубы, в «волчьи праздники» забивали Т. в кладку дров (болг., Странджа); на Брянщине трижды вбивали Т. в стену, чтобы волки не тронули заблудившуюся в лесу корову (ср. представление о колдунах, которые втыкают под столом нож или Т., чтобы гости меньше ели — ПА, ровен., Чудель).
Рубка топором символически соотносится с уничтожением, в том числе и с разрушением границ, и этим обусловлено использование Т. в обрядах «перехода»: чтобы «прорубить» путь ребенку, во время тяжелых родов заставляли женщину перешагнуть через Т. (ПА, волын.) или поили ее водой с острия Т. (серб.); рассекали топором послед, если не хотели больше рожать детей (с. вост. Сербия). Македонцы с Т. в руках обходили покойного, «засекая» ему голову, ноги и живот со словами: «Ќе го сечам, ќе го отсечам, да отиде по Бога» [Порублю его, отрублю его, чтобы шел к Богу] (Враж. РНМ: 388); в Полесье после выноса покойника кидали в сторону дома Т.
Перед тем как отправиться в дом мужа, невеста с Т. в сопровождении будущей свекрови и дружек шла к тому месту, где кололи дрова, и разрубала там дерево, после чего дружки начинали петь, а невеста плакать (болг.). В Сербии невеста, отправляясь к будущему мужу, бросала Т. в сторону своего старого дома. Отправляясь на сватовство, перепрыгивали через стоящий на пороге Т., чтобы слова сватов «были острыми и секли» (макед., Враж. РНМ: 388).
Использовали Т. как орудие угрозы: неплодоносящим деревьям (о. слав.), вредителям, например, отправляясь на пахоту, затыкали за пояс Т. со словами: «Это, точка, для тебя», чтобы напугать жуков (ПА, гомел.);
угрожали болезням, нечистой силе и проч.
В ряде аграрных обрядов Т. сообщает растениям крепость и защищает от вредителей: его бросают на межу при посадке картофеля, чтобы тот был крепким и не гнил (гомел.), кладут на пашню во время сева, чтобы жито стояло стеной, чтобы «було хорошее жито як сэкира» (ПА, брест., Радчицк).
В народной медицине при помощи Т. «запугивали» болезни, размахивая Т. над головой больного или показывая ему Т. (о. слав.). «Зарубали» болезнь (утин, колтун, ячмень и др.); разрубали тень больного на стене (например, чтобы ребенок не плакал по ночам, -пол.), рубили топором на пороге (например, после эпилептического припадка ребенка, чтобы к нему не вернулась болезнь, -серб.).
В народных верованиях Т. на ряду с плугом ассоциировался с мужским началом. Если родители хотели иметь мальчика, подкладывали Т. в изголовье кровати (бел., укр.), под постель роженице (словац.).
В некоторых традициях Т. служил знаком власти и сакрального знания: на украинских Карпатах и в вост. Словакии ритуальные топорики старших пастухов напоминали о главенстве и о магической силе последних.
Т. — инструмент, без которого не обходится ни одно строительство. При этом в загадках и заговорах часто встречается мотив постройки без топора: рус. «Без рук, без топора построена изба [Птичье гнездо]», «Дедушка мост мостит без топора, без ножа [Мороз, лед]».
По материалам статьи О.В.Чёха "Славянские древности. Этнолингвистический словарь."
🖼 Дарья Колмыкова "Натюрморт с дровами" 2020
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1