Фильм «Аэлита», снятый в 1924 году режиссёром Яковом Протазаном, –знаковое произведение в истории советского кинематографа и важный вклад в жанр научной фантастики. Недаром именно с этой картины стартовала авторская программа киноведа Михаила Трофименкова в петербургском Доме кино.
Фильм Протазана и роман Алексея Толстого, по которому он была снята, имеют общее название и схожие темы, они значительно расходятся в своих сюжетных линиях.
В романе Толстого история фокусируется вокруг приключений главного героя – инженера Лося, который отправляется на Марс и сталкивается с марсианами, их культурой и конфликтами. Произведение исследует вопросы о человеческой природе, любви и смысле жизни. В то время как сценарий Протазанова делает акцент на общественные темы. В фильме основное внимание уделяется революционному восстанию марсиан против их тиранического правителя, что, конечно же, считывается как отражение драматических российских революционных реалий. В кинокартине конфликт между угнетением и свободой становится центральной темой.
В 1924 году СССР находился в процессе стабилизации после бурных революционных изменений. Нарастание интереса к научной фантастике и утопическим идеям выросло из стремления представить новую реальность, которая вырастает из желания перемен в стране и в мире. «Аэлита» отражает эти мысли, позволяя зрителям взглянуть на будущее, противопоставляемое существующей действительности.
Что делает «Аэлиту» уникальной, так это её визуальный стиль и художественные приёмы. Картину также следует рассматривать в контексте культурных изменений, охватывающих мир в 1920-е годы. Искусство наполнилось новыми идеями, стремлением к экспериментам и свободе самовыражения. В Западной Европе развивались авангардные движения, такие как дадаизм и сюрреализм, в Советском Союзе, где искусство ещё не замкнулось в рамках социалистического реализма, предпринимались попытки создать новый быт, именно в те годы советские архитекторы предложили смелые решения в духе конструктивизма.
«Аэлита» – яркий пример обращения к этим новаторским тенденциям. Неповторимые, поражающие декорации в духе конструктивизма и спецэффекты, очень смелые для того времени, экстремальные ракурсы камеры и фантастические костюмы (особенно яркий образ Аэлиты) погружают зрителя в атмосферу трепета перед открывающимся будущим.
Также не оставляет равнодушным момент, когда Лось, столкнувшись с реальными трудностями и внутренними конфликтами (понимание того, что грёзы о космосе с каждым днём строят стену между ним и его супругой), начинает осознавать, что мечты о прекрасном будущем могут не всегда соответствовать действительности. Эта борьба между идеалом и реальностью придаёт фильму особую глубину и заставляет задуматься о природе человеческих желаний.
Фильм «Аэлита» – это не только кино о приключениях на другой планете, но и глубокая социально-политическая притча, отражающая реалии своего времени. Она поднимает острые вопросы о свободе, справедливости и идеале нового общества, что делает её актуальной и по сей день.
Анастасия Маслова https://rodinananeve.ru/aelita-v-trepete-pered-budushhim/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев