Советская традиция отправлять детей в лагеря отдыха, от которой решили было отказаться в 90-е, не просто возрождается, но и развивается. Когда студентка первого курса предупредила меня, что пропустит одно занятие по основам журналистской деятельности по той причине, что отправляется в детский лагерь вожатой, я попросил её собрать побольше впечатлений и изложить их потом в очерке. Что она и сделала.
Дмитрий Жвания, редактор «Родины на Неве», доцент кафедры медиакоммуникационных технологий СПбГИКиТ
Вот я и вернулась из детского лагеря, расположенного в живописном месте на берегу озера Зеркального в Ленинградской области. Это была моя седьмая поездка в лагерь и вторая – в качестве вожатой. До сих пор странно осознавать, что я оказалась «по ту сторону баррикады» и приезжаю на смены уже не как ребёнок, а как проводник в положительные впечатления для других детей.
Мой второй вожатский опыт кардинально отличается от первого. Первый был летом 2023 года в лагере, организованном школой тхэквондо. Тогда у меня был отряд из 16 спортсменов в возрасте 7-10 лет. Среди них были те, для кого эта смена стала первой разлукой с родителями, те, кто пока не понимал, как выживать в условиях лагеря, не умел самостоятельно справляться с бытом. Зато в силу возраста не возникало вопросов об авторитете вожатого, поддерживающего установленные в лагере правила и т.п.
В этот же раз всё было совсем по-другому. Эту поездку можно назвать спонтанной: меня пригласили поработать преподаватели лицея, который я сама закончила в этом году. Соглашаясь, я знала, что работать буду именно с отрядом лицеистов. Они – целеустремлённые, умные, эрудированные и постоянно анализирующие. Это те дети, которых и детьми-то назвать уже сложно. 32 десятиклассника, которые младше меня всего на один-два года. При личном разговоре со многими из них мне, чтобы поймать зрительный контакт, приходилось немного задирать голову.
В начале работы передо мной и моей напарницей возникла чёткая цель: сделать всё для того, чтобы у ребят остались приятные впечатления от смены, построить с ними доверительные отношения, но при этом, пока мы находимся в лагере, избегать дружбы с ними «на равных», чтобы сохранять иерархию внутри отряда. Часто это казалось недостижимым, но мы продолжали стараться постоянно, с перерывами лишь на четырёхчасовой сон (и то, если повезёт).
Одновременно и «плюсом», и «минусом» в работе со старшим отрядом оказался тот факт, что эти «дети» всё видят, всё обдумывают и обо всём имеют личное мнение. Часто кажется, что многие из подростков уже вообще «выросли» из лагерного мироустройства, где есть строгие правила, рассчитанные в большей степени на малышей. Конечно, таких «детей» уже нельзя взять лишь авторитетом – они будут спорить с тем, с чем не согласны, отстаивая свою точку зрения до конца. Да, всегда всё обсуждать. Это не так легко, это энергозатратно, требует времени, но здесь игра действительно стоит свеч: благодаря постоянному общению с отрядом вожатые могут сразу получать обратную связь, рефлексию от каждого ребёнка по каждому дню смены, отслеживать динамику общеотрядных чувств и эмоций.
Такая возможность искреннего и осознанного диалога, помимо того, что была очень полезна в работе, вызвала во мне интерес: я посчитала своим долгом узнать, как же всё-таки современные подростки относятся к детским лагерям, что они находят в них интересным, а что кажется лишь пережитком прошлого, мешающим жить. Чтобы разобраться в этом вопросе, после смены я взяла интервью у трёх лицеисток.
Всем моим собеседницам сейчас по 16 лет, их имена – Лиза, Рената и Полина, и вот, каким личным опытом и мыслями на этот счёт они поделились.
Дальше - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/magiya-smeny-dekabr-v-detskom-lagere/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев