В репертуаре не каждого театра есть произведения, посвящённые ему самому, то есть театру. А в репертуаре Мариинского театра есть – опера «Рождественская сказка» Родиона Щедрина, который на днях отметил 92-й год рождения, посвятил Мариинке. И когда, как не сейчас, насладиться ею?
«Рождественская сказка» – опера ХХI века. Её Родион Щедрин написал в 2015 году. И либретто написал сам композитор: по мотивам сказки чешской писательницы Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Николая Семёновича Лескова и русских народных сказок. По сути, это – святочная история как для взрослых, так и для детей, со вкраплениями современных празднично-карнавальных сцен (хореограф Илья Устинцев).
«Сценические чудеса оперы-феерии композитор-либреттист щедро приправил сатирой на современный лад, добавив современные выражения, выхваченные из потока телевещания, со злободневными темами вроде санкций, демократии, климатической аномалии, футбольных клубов, детектора лжи, а также голубой мечты оперных злодеек накупить яхт и вилл», – рассказывает критик Людмила Лаврова.
«Сказочный дух разливается в оперной партитуре экзотическими тембрами: маримба, челеста, синтезатор, домра, колокольчики, клавесин и даже кроталы (тарелочки родом из Древней Греции). Оркестровка Щедрина – образец высочайшего мастерства, где каждая деталь вписывается в богатую и сложную музыкальную ткань. Герои поют, растягивая гласные, оплетая свою речь бесконечными “вокализами”, а Мачеха с дочкой-Злыдней, наоборот, дробят скороговорками свои глупые фантазии на тему “мы богаты”, “покупаем-паем-паем” яхту, виллу и футбольный клуб» – это уже впечатления критика Ирины Муравьёвой.
«Опера Щедрина полна сатирических красок и романтизма, тонкой грусти и идеализма, собирающего всех персонажей в финальной мизансцене воспевать хвалу любви и добру», – делится впечатлениями Ирина Муравьёва.
Эта сатира – что это, если не диалог современного художника с классикой, об исчезновении которого из Мариинского театра так печалятся некоторые критикессы, желающие казаться модными, а потому воспевающие постановки Дмитрия Чернякова с его оленями на свитерах, «братками» и бомжами из 90-х?
Как признался сам композитор, он давно мечтал поставить на русском материале «зеркало» «Щелкунчика»: чтобы главными героями были не немецкая семья с детьми Кларой и Фрицем, а славяне, русские люди. «У нас существует столько прекрасных историй – у Афанасьева, у Лескова, у других. Почему не сделать зеркально русскую историю?» – задавался вопросом Щедрин. После постановки «Рождественской сказки» этот вопрос стал риторическим.
Поставил оперу «Рождественская сказка» признанный мэтр оперной режиссуры Алексей Степанюк.
Ближайший показ - 26 января на новой сцене Мариинского театра.
Больше информации - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/rozhdestvenskaya-skazka-zerkalnoe-otrazhenie-shhelkunchika-v-opere/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев