«Написать рецензию на советский фильм» — такое задание я получила от преподавателя. Я сразу подумала про картину Ильи Авербаха «Чужие письма». «Там же играет Олег Янковский – первый из знаменитого ныне трио талантливых артистов (его сын – Филипп Янковский, а внук – Иван). Однозначно нужно посмотреть». В этот же день я открыла Интернет, ввела в поиске название и включила фильм. Спустя полтора часа драма кончилась, даже будто резко оборвалась. А впечатления остались интересные, но противоречивые.
Психологическая драма Ильи Авербаха «Чужие письма» вышла в 1976 году. Вскоре фильм получил специальный приз жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе. Режиссёр вложил в историю о непростых судьбах девочки Зины и её учительницы Веры Ивановны большой смысл. Что же хотел сказать Илья Авербах?
В центре сюжета – молодая учительница и её ученица. Обе они одиноки: Зина Бегункова (Светлана Смирнова) растёт в проблемной семье, Вера Ивановна (Ирина Купченко) живёт одна, скрашивая свои дни встречами с художником Игорем. Зинка – очень прямолинейная девочка с горячей натурой – пытается диктовать всем свои правила. Она влюблена в Женю Пряхина (Олег Янковский) и в начале картины признаётся ему в своих чувствах. Возмущённый поведением школьницы Евгений отталкивает Зину. Абсурдность признания девочки проявляется с самого начала эпизода. Видно, что ей хочется любви, внимания. Отказ Пряхина потрясает её: Бегункова заливается слезами и не возвращается домой.
Промокшая и убитая горем Зина появляется под окнами Веры Ивановны, и учительница принимает девочку. И вскоре школьница почувствует власть над жизнью Веры. Произойдёт это после знаменательного эпизода с письмами, которые без разрешения читает Зина. Эти послания – переписка Веры Ивановны с Игорем, её возлюбленным. Бегункова пребывает в таком восторге от прочитанного, что даже «копирует» одно из писем, изменив имена. Теперь послание будто адресовано Зине Пряхиным. Девочка хочет «похвастаться» этим подруге, но в школе аккуратно передать послания не получается, и они «разлетаются» по всему классу. Над Зиной смеются.
Когда весть об этом доходит до Веры Ивановны, Бегункова собирается уходить из дома учительницы. Но героиня Купченко останавливает девочку. После, казалось бы, из ряда вон выходящего случая Вера должна понять, что вмешательство Бегунковой в ее личную жизнь перешло все границы. Однако она не только отпускает ситуацию, но и прощает ученицу, продолжая её опекать. В этот момент Бегункова окончательно понимает –теперь она имеет власть над жизнью Веры.
Режиссёр чётко показывает противоречивые образы героинь. Каждая совершает ошибки, выбирает неправильный путь. Их мотивы не совсем оправданы и понятны, но в этом и смысл работы Авербаха.
Наверное, показанный в «Чужих письмах» конфликт Веры и Зинки – вовсе не отдельный эпизод из жизни конкретных героев. Это скорее противостояние социальное и более масштабное. Каждая героиня фильма олицетворяет какие-то силы, представляет собой образ, таящий в себе определённый смысл. Вера Ивановна, которая даже не представляет возможным чтение чужих писем, да ещё и на публику – это русская интеллигенция с её идеализмом. А образ Зинки, в свою очередь, – олицетворение тех сил и движений, которые скоро заявят о себе в позднем Советском Союзе. Они, как и Бегункова, рвутся напролом, идут по головам, не думают о последствиях, выражая протест.
Полностью текст рецензии - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/chuzhie-pisma-ili-averbaha-lyubov-lozh-i-tyazhyoloe-vzroslenie/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев