Это про "Армату"— одно из самых распиаренных произведений отечественного ВПК, превосходство которого над всеми остальными танками мира широко обсуждалось не только в наших СМИ. Концептуально танк действительно получался прорывным. Необитаемая башня и отдельная капсула для экипажа должны кардинальным образом снизить смертность танкистов при поражении бронемашины.
Танк изначально проектировался как машина сетецентрической войны, то есть должен был не просто уничтожать врагов из собственного орудия, но и давать целеуказания для наших самоходных артиллерийских установок и зенитных комплексов, а также выполнять функции лидера для подразделений Т-90.
Чтобы он мог выполнять работу передового наводчика и информационного центра, танк решено было оснастить исключительной электронной начинкой:
- радаром кругового обзора с активной фазированной антенной решёткой (АФАР);
- ультрафиолетовыми HD-камерами, замечающими полёт ракеты по специфическому излучению её реактивного выхлопа;
- собственным разведывательным беспилотником с тепловизором.
Для защиты сложной машины от противотанковых средств "Армату" оснастили новой модификацией комплекса активной защиты "Афганит", который, по заявлению разработчика, способен перехватывать даже противотанковые снаряды.
Всё было прекрасно на словах и в рекламных буклетах, но на практике натолкнулось на то, что у России очень ограниченные возможности по производству компонентов микроэлектроники. Не то чтобы страна совсем не могла производить микропроцессоры, модули памяти и матрицы, но делается это всё явно не в тех количествах, чтобы не вставал вопрос, а куда их лучше применить. И танк — в сущности, массовое оружие с коротким жизненным циклом — с аппетитами как у истребителя явно не выглядит приоритетным кандидатом на получение электронных мозгов.
Второй проблемой стал перспективный двигатель А-85-3. Х-образный 12-цилиндровый монстр должен давать на нормальном режиме работы 1500 л.с., а на форсаже — и вовсе 1800 л.с. Проблема двигателя, однако, состоит в том, что он не отработан, то есть не надёжен, как В-92, который ставится на семейство Т-72.
"Армата" оказалась слишком сложным танком для нашей промышленности. Отсюда и феномен "дороговизны". Это частая ситуация: военные хотят крутое оружие, учёные и инженеры могут его создать. Но конечная стоимость и сложность изделия таковы, что применять его в войне уже нет никакого желания.
В ситуации с "Арматой" нет ничего нового: очередной танк предельных параметров, который оказался не под силу экономике. В СССР в похожем амплуа выступил Т-64 при попытках дополнить, а затем и переделать который были запущены в производство Т-72 и Т-80.
Однако, мы живём не в истории, а в текущей реальности. И она требует ответа на вопрос: а что же мы будем делать с таким танком? Попытки дать ответ мы наблюдаем в течение всей спецоперации...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев