Именно так видят свою задачу школьные психологи и педагоги-организаторы, собравшиеся в школе № 13 на деловую игру «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»» – в рамках городского семинара для социальных педагогов-психологов, классных руководителей образовательных организаций Серовского муниципального округа.
В организации и проведении мероприятия были задействованы педагоги школы № 13, в том числе заместитель директора Лариса Юрьевна Новых, педагог-психолог Татьяна Васильевна Шулакова, которые рассказали о сути занятий, их значении для современной школы.
Группа риска – это подростки с девиантным поведением, отклоняющимся от правил, принятых обществом. Раньше таких детей, чтобы не заниматься ими в школе, отправляли на медико-психологическую комиссию и в специализированные школы.
– Такой практики сейчас нет, с этими детьми больше работает школа, выявляет причины, помогают ребенку психологи, дефектологи, логопеды, социальный педагог, в определенных случаях и тьюторы, учителя-предметники, классные руководители. Они составляют индивидуальный план сопровождения такого учащегося. Если нет определенного результата ни от ребенка, ни от его родителей, подключаем школьного инспектора по делам несовершеннолетних, – по словам Ларисы Юрьевны, сейчас в школе работают четыре психолога, по два – с обычными детьми и с детьми с отклонениями в здоровье. – Тема семинара всегда актуальная, число детей с нарушениями правил поведения, к сожалению, не уменьшается, а только прибавляется.
В рамках городского семинара для социальных педагогов все школы города проводят занятия на разные темы, ранее коллектив школы № 13 представлял дополнительное образование – инженерную школу, а в этом году решили взять другое направление, хорошо отработанное в этом учебном заведении.
– У нас в школе хорошие наработки, нет темы подросткового буллинга, о чем часто говорят по телевидению. Если мы видим какие-то моменты, когда к ребенку появляется какое-то другое отношение или он не идет на контакт со сверстниками, мы сразу подключаемся к решению этой проблемы, классный руководитель пишет докладную, в том числе и о предпринятых действиях, с ребенком и его родителями разговаривает психолог. Ведь многое идет от семьи. Поэтому взаимодействие с родителями – неотъемлемая часть работы психолога, – уверена Лариса Юрьевна. При этом позиция школы такая: на родительских собраниях про индивидуальные негативные качества ребенка не говорить, замечания вслух не произносить. Оставляют родителей на отдельный разговор.
На одном из занятий деловой игры в группе рассмотрели случай девиантного поведения учащегося из группы риска с трех позиций: педагога, родителей и самого ребенка, выработали общий алгоритм, как помочь школьнику, составили план действий, выяснили, чего бы он сам хотел.
Педагог-психолог школы Татьяна Шулакова подчеркнула, что в работе с детьми очень важен акцент на так называемое правило трех «П»: понять ребенка, принять ребенка и помочь ему.
– Одно из упражнений у нас было как раз на раскрытие этой формулы, коллеги пробовали на листе ватмана схематично отобразить эмоции ребенка, его чувства и внутренний мир, пытались понять, что это за ребенок. Анализировали рисунки, разрабатывали алгоритм действий в конкретной ситуации, которые могут помочь именно этому школьнику.
На семинаре было свыше 25 представителей разных школ. Тема оказалась востребованной, тем более что был сделан акцент на практической работе.
– Интересно, какие отзывы написали коллеги: «Нужно, практично, все наши ожидания сбылись», «Жду продолжения, большое спасибо коллегам», «Закрепить и узнать что-то новое – эти цели оправдались», – заместитель директора школы № 13 Лариса Новых рада, что их работа по достоинству оценена педагогическим сообществом.
Тамара Романова
Фото автора
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев