С. Даргомыжского «Русалка». Запись 1954 г. и романс «Выхожу один я на дорогу» на слова М.Ю. Лермонтова Запись 1953 г. 🔈 clck.ru/3BYh5Y 📖
Александр Пирогов родился в Рязани и был самым младшим из пяти братьев, четверо из них стали профессиональными певцами. Александр начал петь только с 16 лет, первое выступление состоялось в ученическом концерте Рязанского Дворянского собрания. В 1917—1918 годах он учился на историко-филологическом факультете Московского университета и одновременно в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС) у В. С. Тютюнника. Старший брат Григорий стал первым наставником младшего брата. Когда Александр поступал в училище, он не знал нот, но басовые партии выучил на слух, когда их готовил Григорий Степанович. Но учеба продолжалась недолго. Началась Гражданская война. В 1919–1922 гг. Александр Пирогов был артистом хора, затем солистом Передвижного театра Реввоенсовета. С 1922 г. А.С. Пирогов стал солистом Свободной оперы (бывшего театра С.И. Зимина) в Москве. Он дебютировал в партии Сен-Бри в опере Дж. Мейербера «Гугеноты». И вскоре 22-летнему певцу поручают самые сложные и ответственные партии. С.Я. Лемешев вспоминал о А.С. Пирогове, впервые услышав его в 1922 г. в бывшей Опере С.И. Зимина:
«Он моментально взял всех нас в плен живым, горячим темпераментом, мощью и красотой голоса... Александр Степанович владел таким мастерством нарастания звука, так умел «развернуть» ноту, что казалось – мощь его голоса беспредельна. Это было мастерство, не выработанное школой, а воспитанное самой природой. Потрясавшее слушателей crescendo Пирогова всегда было вызвано предельной искренностью и открытостью его эмоций».
В 1924 г. после закрытия Свободной оперы, по приглашению дирекции, Александр Пирогов перешел в Большой театр, в котором проработал 30 лет своей жизни. Первой его ролью в Большом театре был Орлик в «Мазепе» П.И. Чайковского, вскоре певец выступил в партиях Сен-Бри в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Собакина в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова. Он безоговорочно занял ведущее положение в труппе театра. За свою творческую карьеру А.С. Пироговым был спет практически весь классический русский и зарубежный басовый репертуар, также он исполнил ряд новых партий в только что написанных советских операх. В 1937 г. Александр Степанович Пирогов одним из первых был удостоен звания народного артиста СССР. В годы Великой Отечественной войны в составе концертных бригад А.С. Пирогов не раз выезжал на фронт, выступал по радио.
Вершиной творчества певца считается образ русского царя Бориса Годунова в одноимённой опере М.П. Мусоргского. За эту роль Александр Пирогов был удостоен в 1949 году Сталинской премии. Пирогов раскрыл трагический образ Бориса Годунова, его личную драму, разворачивавшуюся на фоне народных потрясений. Александр Степанович говорил:
«Я уже много раз сыграл эту роль, но все так же пленяет меня образ Годунова, все то же волнение я снова и снова испытываю. Хочется искать и находить все новые и новые краски, чтобы показать Годунова. Так глубок образ, созданный Пушкиным и Мусоргским. Он многогранен и сложен. Я лично никак не могу отделаться от чувства, что еще не вполне его «разгадал», что еще не все черты его облика выявлены мною, раскрыты пытливыми, всеобнажающими средствами искусства».
Артист впервые выступил с этой ролью в 1929 году, и вновь вернулся к ней в 1948 году. К лучшим ролям А.С. Пирогова также относятся Галицкий из «Князя Игоря» А.П. Бородина, Иван Грозный из «Псковитянки» Н.А. Римского-Корсакова, Свенгали в «Трильби» А.И. Юрасовского. Всего в Большом театре он исполнил около 40 партий. Одной из последних значительных работ артиста была партия Кутузова, которую он пел в первой московской постановке оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в 1957 году. Александр Пирогов много ездил по стране, выступал на радио, его голос звучал в лучших концертных залах Ленинграда, Минска, Киева, Риги. Также артист много гастролировал за рубежом – в Италии, Австрии, Финляндии, Югославии, Турции. Камерный репертуар А.С. Пирогова, помимо оперных арий, был представлен преимущественно произведениями русской музыки, в том числе романсами и песнями Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Балакирева, Чайковского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, русскими народными песнями. Особенно близка ему была вокальная лирика С.В. Рахманинова и Н.А. Римского-Корсакова.
📂 #РГАФД #архив #фонодокумент #архивнаязапись #история #известныелюди #АлександрПирогов #Пирогов #певец #ария #романс
clck.ru/3AfqhS ----------
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев