За каких-то 8 минут огромный круизный лайнер ушел под воду, похоронив 423 человека. Лучший пароход СССР затонул, столкнувшись с сухогрузом. Западные СМИ назвали судно «Советским Титаником»...
31 августа 1986 года — в 13 километрах от Новороссийска затонул пароход «Адмирал Нахимов», гордость пассажирского флота Советского Союза. В Черном море погибли 423 человека. Гибель судна стала одной из самых страшных морских катастроф в истории страны. Происшествие с «Нахимовым» зарубежные СМИ назвали «чудовищной трагедией советского Титаника». Причиной затопления «Адмирала Нахимова» стало столкновение с сухогрузом «Петр Васев», которого вполне можно было избежать. Но капитаны обоих судов, по трагическому стечению обстоятельств, допустили роковые ошибки, стоившие жизни сотням людей.
Расследовать гибель «Адмирала Нахимова» довелось Борису Уварову — в 1986 году он был старшим следователем по особо важным делам Прокуратуры РСФСР. Всей истории погибшего судна следственная группа тогда еще не знала. Между тем биография у «Нахимова» была богатая.
За 61 год до своей гибели, 24 марта 1925 года, судно было спущено на воду в немецком Люббендорфе под названием «Берлин». Уже в сентябре того же года пароход совершил первый рейс в Нью-Йорк и даже поучаствовал в спасении пассажиров затонувшего британского судна.
15 июля 1939 года «Берлин» завершил свою мирную деятельность, получив приказ командования военно-морских сил Германии отправляться в Свинемюнде. Менее чем через два месяца «Берлин» стал госпитальным судном Третьего рейха.
В январе 1945 года «Берлин» подошел к Лиепае, но при входе в порт раздался взрыв — пароход зацепил морскую мину. Несмотря на огромную пробоину, судно продолжило движение, но не могло нормально маневрировать. Вскоре раздался еще один взрыв: «Берлин» напоролся на вторую мину и затонул. В 1947 году пароход начала исследовать группа советских водолазов. Они осмотрели его и удивились качеству: корпус остался крепким, без следов коррозии.
Специалисты пришли к выводу, что «Берлин» можно восстановить и использовать на благо СССР. Начались работы по его подъему. Со второй попытки судно подняли со дна и отбуксировали в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. Пароход был переименован в «Адмирала Нахимова» — в честь прославленного русского флотоводца.
Владельцем «Адмирала Нахимова» стало Черноморское морское пароходство, но оно не спешило забирать свое имущество, пока страна решала важные вопросы послевоенного восстановления. Лишь в 1957 году судно получило новую команду. Его первый капитан Николай Соболев был поражен внутренним убранством вверенного ему парохода.
Осмотрев каюты, палубы и технические помещения, Соболев заметил, что «Адмирал Нахимов» похож на музей. Он по-настоящему влюбился в пароход. По его инициативе была переделана вентиляция и сделана современная система кондиционирования, Соболев проводил постоянные учения по спасению утопающих и отрабатывал действия на случай катастрофы.
«Нахимов» имел безупречную репутацию благодаря своему капитану, комфортным условиям на борту и команде, которая постоянно совершенствовала мастерство. Все это создавало стабильный пассажиропоток. Более того, моряки предложили во время стоянок в портах проводить трехчасовые морские прогулки для всех желающих.
Этот аттракцион оказался невероятно востребован у жителей и гостей портовых городов, что прославило пароход на все побережье. За годы службы экипаж «Адмирала Нахимова» получил сотни благодарностей.
Благодаря высокому профессионализму команды «Адмирал Нахимов» совершал и межконтинентальные рейсы. В период Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» ходил на Кубу, бывал у африканского побережья и на Ближнем Востоке.
Но в 1978 году капитан Соболев по состоянию здоровья вынужден был оставить службу и навсегда сойти на берег. Новым капитаном стал Вадим Марков — опытный моряк, водивший большие пассажирские суда по международным маршрутам. Именно он командовал пароходом в роковую ночь 31 августа 1986 года.
Днем 1 сентября 1986 года, когда катер со следователем Уваровым и оперативником КГБ подъехал к месту трагедии, «Адмирал Нахимов» уже был под водой.
На месте находился только крупнотоннажный сухогруз «Петр Васев», нос которого был частично надломлен из-за столкновения.
Уваров вместе с чекистом встретились с капитаном сухогруза Виктором Ткаченко: тот вел себя уверенно и выразил готовность прояснить все детали. Капитан рассказал ему, что в роковую ночь катастрофы он знал: ему предстоит расхождение с пассажирским пароходом. Об этом ему сообщили сотрудники Новороссийского порта.
Ткаченко сказал, что согласовал свой курс с коллегой с «Адмирала Нахимова» и, по его расчетам, должен был разойтись с пароходом на расстоянии в один километр. Спасательная операция на месте гибели «Адмирала Нахимова» продолжалась несколько дней, хотя всех выживших спасли еще в ночь катастрофы. Активное участие в этом приняла команда «Петра Васева» — они вытащили из воды 37 человек.
К
роме того, в спасении участвовал лоцманский катер ЛК-90 — он шел к сухогрузу, чтобы помочь ему зайти в грузовой порт. Командир катера увидел, как пароход после столкновения завалился на борт, и сообщил о ЧП в порт. Также на месте катастрофы работал корабль пограничников.
Погибших свозили на 15-й причал Новороссийского порта. Там же проходило опознание жертв катастрофы родственниками. Все они требовали скорейшего расследования — того же по телефону потребовал и Михаил Горбачев.
Зарубежные СМИ к тому времени уже писали о трагедии «советского Титаника».
От следователя Уварова потребовали немедленно возбудить уголовное дело по статье «Умышленное нарушение правил безопасности, приведшее к гибели людей». Однако Уваров, который уже занимался установлением всех обстоятельств случившегося, заявил, что спешить с квалификацией не стоит. В результате расследование продолжалось несколько месяцев. На время следствия капитанов Маркова и Ткаченко поместили под арест.
Дававшие показания потерпевшие рассказывали, что при отплытии ничто не предвещало беды. На «советском Титанике» сразу началась дискотека в музыкальном салоне, на четвертой палубе был концерт живой музыки, в ресторане и в барах расположились отдыхающие, предвкушавшие морской круиз.
Стоял жаркий день, многие пассажиры были с детьми.
Пассажиры, расположившиеся в каютах нижних палуб, открыли иллюминаторы, чтобы проветрить спальни. В 22:30 в бортовом кинозале начался показ фильма «Я любил вас больше жизни», на котором собралось немало зрителей. Момент столкновения наблюдали только пассажиры, любовавшиеся ночным небом на правом борту лайнера.
Под водой «Петр Васев» проделал в борту «Адмирала Нахимова» пробоину, которая протянулась от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека, в которых располагались вторая котельная, машинное отделение, емкости с мазутом и дизельным топливом, продовольственные склады и трюм.
Пассажиры парохода, которые не видели произошедшего, хоть и были сбиты с ног в момент столкновения, но не поняли, что случилось. Тревогу на «Адмирале Нахимове» не объявили, и он продолжил движение. Позже следователи установят, что капитан пытался спасти судно и увести его на мель.
Вскоре на пароходе погас свет. Позже электричество включилось, но затем погасло вновь, а судно начало крениться. Через четыре минуты после столкновения крен составил 45 градусов, и на борту началась страшная паника. Вода хлынула внутрь, чему способствовали открытые на нижней палубе иллюминаторы. «Адмирал Нахимов» стремительно заполнялся водой.
Те, кто был на палубе, прыгали за борт, другие перебирались на поднимавшийся над водой борт и соскальзывали с корпуса в море. Из топливных баков хлынуло топливо, которое сковывало движения тех, кто попал в масляную пленку.
Падающие в воду скамейки и шезлонги буквально сметали цеплявшихся за борт пассажиров и сбрасывая в море.
В узких коридорах люди, не понимавшие, куда бежать, давили друг друга. Страшной оказалась судьба многих детей, которых родители уложили спать и заперли в каютах, а сами ушли на верхние палубы. В темноте в залитые водой коридоры мало кто сумел выйти, а каюты с открытыми иллюминаторами быстро заполнились водой.
В одном из таких коридоров погибла 28-летняя стюардесса Вера Федорчук. Она бросилась к стеллажу с запасными ключами от кают, но он упал и разбился. В темноте Вере понадобилось время, чтобы найти ключи на ощупь, но спасти детей из ловушки она не успела — в считаные минуты судно ушло на дно.
По свидетельствам выживших в катастрофе, на краю гибели ярко проявлялась истинная сущность людей. Были те, кто отнимал у других жилеты, дрался за любое плавсредство, будь то кусок обшивки, спасательный круг, деревянная лавка или шезлонг. Но были и те, кто до последнего вместе с членами экипажа помогал спасаться старикам, женщинам и детям, отдавая им свои жилеты.
Многие пассажиры выжили благодаря стюардессе Татьяне, которая на верхней палубе надевала на пассажиров спасательные жилеты. Люди вспоминали, что она была островком спокойствия в творящемся кругом безумии, сосредоточенно и быстро делала свою работу, не поддаваясь эмоциям. Ее тело нашли лишь через пару дней.
А капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков свой пароход пережил. Он, по словам выживших членов экипажа, до последнего момента находился на капитанском мостике, пока его не смыло за борт. Маркова спасли из воды.
Следствие установило, что капитаны «Адмирала Нахимова», «Петра Васева» и пост регулирования судов в Новороссийске знали, что кораблям предстоит разойтись в 23:10 в Цемесской бухте.
Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз (морской принцип — пропускает корабль слева), но диспетчер порта связался с капитаном «Петра Васева» Ткаченко и спросил, может ли он пропустить пароход.
Диспетчер привел доводы: на борту почти тысяча пассажиров с детьми, было бы лучше уступить путь. Ткаченко пообещал уступить. В 22:30 экипаж парохода запросил обстановку — и ему доложили о пересечении с сухогрузом, сообщив, что капитан судна пропустит «Адмирала Нахимова». Через пару минут Александр Чудновский обратил внимание на появившиеся огни судна. Он запросил пеленг (метод, позволяющий понять расстояние до объекта) у рулевого парохода. «Изменение пеленга за две минуты — два градуса, пеленг тянет к носу, мы сближаемся», — ответил ему Евгений Смирнов, рулевой «Адмирала Нахимова».
Помощник капитана «Адмирала Нахимова» занервничал и по радиотелефону вышел на связь с экипажем сухогруза. Он уточнил, в силе ли договоренность и пропускает ли их грузовое судно, и получил подтверждение.
Но расстояние между судами продолжало сокращаться.
Чудновский увидел, что «Петр Васев» вот-вот окажется на линии, по которой он должен пройти. Вместо того, чтобы срочно вызвать Маркова и сообщить о происходящем, он, в нарушение всех инструкций, сделал поворот влево, надеясь, что оставит «Петра Васева» справа.
По словам руководителя следственной группы, позже экспертиза установила, что если бы Чудновский не поменял курс, столкновения бы не произошло. Корабли, пусть и в опасной близости, могли бы разминуться. Впрочем, дать показания Александр Чудновский не смог.
Сразу после столкновения на мостик вбежал капитан Марков, который спрашивал помощника, зачем он изменил курс. В итоге драгоценное в этой ситуации время ушло на поиски виновного. Спустя две минуты, когда судно начало крениться, Чудновский спустился в каюту и заперся внутри. Позже водолазам пришлось проделать большую работу, чтобы выбить дверь и поднять его тело на поверхность.
В ходе следствия и в суде к капитану Маркову было немало вопросов. Первый касался поведения перед столкновением. Согласно правилам прохождения опасных участков и при сближении с другим судном он обязан был находиться на капитанском мостике и лично руководить процессом.
Также капитан Марков продолжил движение судна, которое стремительно кренилось, набирая воду, вместо того, чтобы немедленно объявить тревогу и дать персоналу приказ на эвакуацию пассажиров. В суде капитан пояснил, что не мог этого сделать, поскольку выключился свет.
Однако через две минуты после столкновения второй механик успел добежать до палубы, где находился аварийный генератор, и запустил его. Электроснабжение было на какое-то время восстановлено, но объявления тревоги от капитана не последовало. Вместо этого капитан отправил помощника и матросов вниз, чтобы они оценили масштаб ущерба, нанесенного пароходу.
Но команда была запоздалой. Матросы сбросили лишь одну шлюпку, находившуюся на левом борту. Начали скидывать самораскрывающиеся плоты, но часть из них была крепко привязана проволокой из-за частично поломанных креплений, а потому сбросить их на воду не удалось.
Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко вез ячмень из канадского города и торопился побыстрее зайти в порт.
Он вел судно со скоростью 12,5 узлов. В 21:30 он поднялся на мостик и взял управление на себя. Рядом с ним находился третий помощник Петр Зубюк. Когда «Адмирал Нахимов» вышел из порта, Ткаченко подтвердил, что пропустит пароход, и диспетчеру, и Чудновскому, но не сделал этого.
По словам коллег, позже дававших показания, Ткаченко был профессионалом своего дела. Но капитана сухогруза отличала любовь к экстравагантным поступкам: он любил опасные и в то же время точные маневры, от которых его коллеги порой приходили в ужас.
После первого звонка Чудновского Зубюк тоже запросил пеленг и сообщил Ткаченко, что происходит опасное сближение. Тот же, глядя на экран, заявил, что все идет по плану, и попросил не дергать его. Но Зубюк опять повторил, что пеленг не меняется.
Позже экспертиза установит, что САРП передавала данные с опозданием. Ткаченко понял, что быть беде, лишь после очередного панического звонка с парохода.
Он велел снизить скорость, потом приказал дать полный назад, но было поздно: судно продолжало по инерции идти вперед. Запоздалый маневр вправо ничем не помог: сухогруз на полном ходу протаранил борт «Адмирала Нахимова».
Как вспоминает Борис Уваров, Ткаченко позже сообщил следствию, что подтер записи за ту ночь и попросил Зубюка внести другие данные. К чести моряка, он отказался, и позже по карандашному оттиску на бумаге восстановил для следствия каждое слово.
Судили Маркова и Ткаченко в марте 1987 года в Одессе. Им было предъявлено обвинение по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Марков отбывал наказание в России, а Ткаченко — на Украине. В 1992 году президенты обеих стран Ельцин и Кравчук приняли решение помиловать капитанов. За Маркова просила Ассоциация капитанов России, а Виктор Ткаченко в это время проходил лечение от начавшегося у него после суда психического расстройства.
После освобождения два бывших капитана обосновались в Одессе и нередко получали угрозы от родственников погибших.
В Одессе Марков снова устроился на работу в Черноморское пароходство, где обучал капитанскому делу курсантов. В 2007 году Вадим Марков скончался от рака.
Ткаченко же уехал в Израиль.
Снова стал капитаном — правда, теперь водил частную яхту. В 2003 году он разбился у побережья Канады на яхте.
Говорят, что в ясный день "Адмирала Нахимова" можно разглядеть сквозь толщу воды. Он лежит на глубине в 47 метров всего в 3,5 км от берега. Под металлической обшивкой корабля до сих пор покоятся тела 64 человек. В списке погибших они значатся пропавшими без вести...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1