Согласно многим историческим документам известно, что Симферополь существовал задолго до 1784 года. Ещё в античные времена, приблизительно в III веке до н.э. на месте нынешнего Симферополя располагалась столица Скифского царства — Неаполь Скифский. В период господства кыпчаков и Золотой Орды существовало небольшое поселение, называвшееся Керменчик (в переводе с крымскотатарского – маленькая крепость, крепостца). С первых лет основания Крымского Ханства, поселение Керменчик становится узлом торговых дорог и военных маршрутов. Появляются первые дворцы крымской знати. А в конце XV века, по велению второго крымского хана Менгли Гирея, город передается во владения наследника престола и второго лица после крымского хана – калги-султана. Именно с этого времени в городе начинается бурное строительство. Появляются новые мечети, дома, общественные здания и жемчужина города – дворец калги-султана. По некоторым источникам считается, что Керменчик был переименован в Акъмесджит (в переводе с крымскотатарского - Белая Мечеть) после строительства первой соборной мечети Кебир-Джами в 1496 году (по другим источникам в 1502 году). Вот как описывал Акъмесджит османский путешественник XVII века Эвлия Челеби:
«...Этот город — столица всех калга-султанов … город находится на краю красивой широкой долины, украшенной лугами … Это благоустроенный город с домами, крытыми рубиново-красной черепицей, двухэтажными, с выложенными из камня стенами. Все дома просторные. Имеется двести лавок. Там есть особые лавки с дверями с двух сторон, подобные безестану, а рядом с ними — торговый дом иноземных купцов. А садов в этом городе нет… Имеется три постоялых двора для купцов...»
Вот как описывал Акъмесджит (Симферополь) путешественник Петр Симон Паллас в конце XVIII века:
«...Старый город Ак-Мечеть построен, как и все татарские города. Все дома построены из белого мергельного известняка, обычного в этой местности и выламываемого не правильными, а не постелистыми кусками, в них примечается много окаменелостей, известных под именем чечевичных камней; только малая часть этого камня обтесана для углов и обделки дверей и окон. Вместо известкового раствора во всех татарских городах полуострова для построек употребляют глину, смешанную с известью, прибавляя для прочности песок. Дворовые постройки по большей части - плетневые, обмазанные глиной, а их крыши - из легкой желобчатой черепицы, положенной на глине по плетням; эти крыши, если черепица не подмазана известью, требуют большого ремонта от влияния господствующих здесь бурь. Из общественных зданий, кроме упомянутого губернаторского дома с хорошим садом, теперь обращенного в казармы, здесь имеются три татарские мечети, затем есть русская православная церковь, очень простая, считающаяся собором и довольно значительная на базарной площади, построенная живущею здесь с 1797 года общиной греков; неподалеку - армянский молитвенный дом; татарская баня, переделанная в публичную тюрьму и несколько казарм в юго-восточной, самой высокой части города.
Город Ак-Мечеть был прежде местопребыванием Калги-султана, знатнейшего лица после крымского хана, всегда бывшего из ханского семейства рода Гиреев. Выше города, на левом берегу Салгира, у него был обширный дворец, совершенно разрушенный вскоре после занятия Крыма; только обширный залив Салгира, имеющий обильный источник у подножия известковых скал, служивший Калге-султану для забавы в плавании на лодках, указывает место бывшего дворца; теперь здесь устроены пивоварни...»
Интересные сведения приводит также русский путешественник - Павел Сумароков, который несколько раз путешествовал по Крыму, и вот, что он писал в начале XIX века:
«...В татарских рукописях означено, что в 1500 году Ибрагим Бей получил от хана по Салгиру места себе в награду, и от построения им тут Белой мечети селение то назвалось Акмечеть... Там водворившиеся христиане построили церкви, въездные дома, и Акмечеть, в последствие времени, сделалась городом. Тогда учредилось в ней непременное пребывание калги-султана (наследника хана), который ею управлял, и дом его стоял, где теперь видим пивоварню...»
Завершая статью, следует сказать, что в 1784 году этот город был не основан, а переименован. Симфеpополь — сочетание гpеческих слов «симфеpо» — польза и «поль» — гоpод (от гpеческого — «полис»).
Список литературы
Безчинский А. «Путеводитель по Крыму» Типолитографія Т-ва И. H. Кушнерёвъ. МОСКВА-1904
Гирай-Султан Х. «Розовый куст ханов или история Крыма». Симферополь, 2008
Крикун Е. В. «Памятники крымскотатарской архитектуры». Симферополь. КРЫМУЧПЕДГИЗ, 1998
Нагаевская Е. В. «Бахчисарай. Путеводитель». Симферополь. Таврия, 1979
Никольский П.В. «От Крымского ханства до наших дней (историко-экономический очерк)». 1930
Маслов В. «Крым. Хрестоматия по истории края». КрымГосиздат, 1930
Смирнов В. «Крымское ханство подъ верховенствомъ Оттоманской порты до начала XVIII века». Санктъ-Петербургъ, 1887
Сумароков П. «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова». Симферополь. Бизнес-Информ, 2022
Челеби Э. «Книга путешествия». Москва. Издательство восточной литературы, 1961
[@ Автор Селим Алиев]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев