ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР 1779 год
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Имеются у меня исповедные росписи всех церквей нашего города, правда, за определенные года. Но несмотря на это, данная информация является хорошим подспорьем для тех, кто пытается найти какие-то ниточки о своих предках.
Вообще, сама по себе исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — это ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет - то по какой причине (например, за малолетством).
У нас в Козьмодемьянске, например, в росписях указывались сначала духовные и их домашние, затем шли военные, статские, купцы, мещане, крестьяне, ясашные, дворовые и раскольники, в зависимости от года составления росписи.
Составлялись исповедные росписи с конца 17 века и до 1917 года, но исповедки 1865-1917 года в своё время были уничтожены, как не имеющие ценности. Обычно ситуация с уничтожением документов никем не контролировалась и поэтому большинство исповедные росписей сохранилось. Находятся они в различных архивах, и если поискать,то можно что-то обнаружить.
По городу Козьмодемьянску я нашла исповедные росписи следующих годов:
- Христорождественский Собор (да,да был храм и с таким названием) - 1779 год;
- Тихвинская церковь - 1779 год, 1853 год;
- Вознесенская церковь - 1779 год, 1844 год, 1853 год;
- Успенская церковь - 1779 год, 1853 год;
- Богоявленская церковь -1779 год, 1853 год;
- Троицкий Собор - 1853 год.
Выкладывать информацию буду частями, т.к. объём очень большой.
P.S. Отчества в исповедных росписях писались на другой манер, нежели сейчас. Например, Елена Петрова, Ксения Никифорова, Василей Григорьев. Это не означает, что после имени стоит фамилия, просто после отчества опущены слова сын или дочь. Допустим, Елена Петрова записывали раньше как Елена Петрова дочь, т.е. дочь Петра. Я оставлю все как есть, ничего исправлять на современный манер не буду.
Одно дополнение. Не у всех в то время были фамилии. Поэтому кое-где будут оставаться пробелы.
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР был одним из самых древних храмов города. Точной даты его постройки нет, но доподлинно известно, что Свято-Троицкая церковь построена на том же месте и на том же фундаменте, что и Собор. Христорождественский Собор был деревянным, холодным (летним). Рядом - по другую сторону от вершины оврага располагалась теплая (зимняя) церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20
Котельниковы есть и по другим церквям за эти годы. Вас кто конкретно может интересует?
Возможно ваши тоже где-то были долгое время, а потом вернулись.