Впервые о создании собственного гимна в России задумались в конце XVIII века, после триумфа в двух русско-турецких войнах. В 1791 году известный поэт Гавриил Романович Державин написал слова к песне «Гром победы, раздавайся!», посвященной взятию Измаила армией А.В. Суворова.
Музыку к произведению создал Осип Козловский, и в течение короткого времени песня обрела в России чрезвычайно большую популярность. Но, несмотря на то, что она одинаково нравилась как простому народу, так и ближайшим соратникам Екатерины Великой (впервые «Гром победы, раздавайся!» исполнили в Таврическом дворце, принадлежавшем Григорию Потемкину), формального решения о ее новом статусе принято не было. Так или иначе, но «Гром победы раздавайся» на четверть века стал неофициальным гимном Российской Империи.
Вновь к необходимости сочинить государственный гимн вернулись по завершении Отечественной войны 1812 года. После Заграничных походов русской армии молодой поэт В.А. Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение «Молитва русских», восхваляющее честь и отвагу императора Александра I.
В 1816 году «Молитву русских» по приказу великого князя Константина Павловича (брата Александра I) исполнили в Варшаве в честь прибытия государя. В следующий раз торжественная песня, текст которой был положен на музыку английского гимна, прозвучала спустя несколько месяцев на праздновании пятилетия Царскосельского лицея.
Любопытно, что к написанию «расширенной версии» приложил руку 17-летний Александр Пушкин: он добавил к стихотворению еще две строфы. С этого времени император повелел всегда исполнять патриотическую песню на официальных мероприятиях с его участием. Несмотря на то, что текст был русским, отечественная мелодия так и не была придумана, и на протяжении целых двадцати лет в России звучала английская музыка, повторявшая гимн «God, save the King» (англ. – «Боже, храни короля»).
По легенде, мысль об отказе от иностранной музыки внезапно посетила Николая I в 1833 году во время его визитов в Пруссию и Австрию. Присутствуя на очередном параде, император с плохо скрываемым недовольством выслушал гимн и заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую...». Оставалось лишь найти того, кто достойно выполнит Высочайшее поручение.
Многие думали, что в качестве сочинителя Николай Павлович непременно выберет М.И. Глинку, носившего негласный титул «русского композитора номер один». И все же решение император принял иное и положился на близкого и преданного ему человека.
Чести написать музыку для главной песни Российской империи удостоился Алексей Федорович Львов. В 1818 году он окончил Корпус инженеров путей сообщения и попал на службу в Новгородскую губернию. Занятий музыкой Алексей Федорович не бросал. Он виртуозно играл на скрипке и неоднократно пытался завершить военную карьеру, чтобы посвятить себя любимому делу. Однако судьба распорядилась иначе: в 1826 году Львов принял предложение шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа о поступлении на службу в министерство внутренних дел. Вскоре его прикомандировали к свите Николая Первого и назначали управляющим делами Императорской квартиры.
Свои первые боевые награды композитор и офицер А.Ф. Львов получил во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов, а менее чем через пять лет начинает сопровождать государя во всех поездках. С этого времени Алексей Федорович становится одним из ближайших к императору людей, знакомится с царской семьей и нередко принимает участие в домашних концертах, аккомпанируя пению великих княжон. Именно Львов сопровождал Николая I во время заграничного визита 1833 года, а затем через Бенкендорфа узнал о намерении государя поручить ему написание торжественной музыки. Ответственность была возложена преогромная, но с поручением императора Алексей Федорович справился прекрасно. В один из вечеров он вернулся со службы, сел за стол и за несколько минут сочинил мелодию, которая вскоре стала знакома всей стране.
Слова для новой мелодии уже имелись – В.А. Жуковский подстроил их под музыку. Гимн состоял из шести строк текста и шестнадцати тактов мелодии. Запомнить его было легко:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Несмотря на лаконичность, песня звучала мощно и торжественно. Впервые она была исполнена двумя военными оркестрами и придворными певчими специально для императора. Мелодия настолько понравилась Николаю I, что он прослушал ее несколько раз подряд и пожелал как можно скорее познакомить с национальным гимном широкую публику. 18 декабря «Русская народная песня» (так ее назвали в афише) прозвучала со сцены Большого театра. Сначала слова гимна исполнил один из актеров, а затем повторил целый хор. Все присутствующие слушали песню стоя, после чего раздались возгласы «Ура!».
На следующий день московские газеты пестрели восторженными отзывами. Официальное утверждение национального гимна «Боже, Царя храни!» состоялось после 25 декабря, когда помимо Рождества в России праздновали годовщину изгнания наполеоновских войск. В 1834 году состоялось открытие на Дворцовой площади Александрийской колонны, и русский гимн впервые прозвучал в официальной обстановке во время парада. С тех пор он подлежал исполнению на всех торжествах, утренних и вечерних молитвах армии и во время принятия присяги.
В качестве награды за творчество композитор Львов получил табакерку с бриллиантами и был зачислен флигель-адъютантом в корпус кавалергардов. Труды А.Ф. Львова и В.А. Жуковского увенчались успехом, а гимн, как и предрекал поэт незадолго до своей смерти, на долгие годы пережил своих создателей. На сегодняшний день «Боже, Царя храни!» является самым долгоживущим национальным гимном России. Торжественная песня исполнялась на протяжении восьмидесяти лет, вплоть до Февральской революции.
После революции 1917 года «Боже, Царя храни» надолго исчез из жизни государства, вернувшись примерно через 40 лет. В с советском кинематографе гимн исполняли либо идейные монархисты (ярко отрицательные персонажи), либо положительные герои, использовавшие его для достижения своих целей. Наиболее ярко это проявилось в фильме «Новые приключения неуловимых», где советский разведчик, пытаясь наладить контакты с офицером контрразведки белых, просит артистов в ресторане исполнить «Боже, Царя храни», что оборачивается феерической дракой представителей разных политических взглядов.
Комментарии 2