К. Рерих. Сердце Азии.
9. ШАМБАЛА
<...> Лалита Вистара, рассказывая о таинстве чаши Будды, приписывает Благословенному следующие значительные обращения к царям принести чаши: «Поклонись чашею Будде, и ты будешь в чаше, как в сосуде познания». «Предложив чашу нам подобному, не будешь оставлен ни памятью, ни суждением». «Кто даёт чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью».
Эта чаша – ладья жизни, чаша спасения – скоро снова должна быть найдена. Так знают в пустынях.
В Карашаре мы встретили Таин-Ламу, вождя карашарских калмыков. Он также окружён легендой, что он является перевоплощением знаменитого Санген-Ламы из Шигатзе, первого министра Таши-Ламы, который был замучен лхасским правительством по обвинению в измене за сношения с известным путешественником Чандра Дасом.
Интересно вспомнить, что старый Санген-Лама предсказал свой конец и даже заказал изобразить в стенописи то озеро, в котором он затем был утоплен. Также он предсказал, что он скоро опять воплотится в калмыцкой стране, и на колене Таин-Ламы имеется тот самый характерный дефект, которым отличался покойный Санген-Лама.
В великом изумлении глава калмыков, Таин-Лама, услыхал от нас о Шамбале. Он воскликнул:
«Истинно, великое время пришло, вот вы приходите с запада и вы знаете величайшую мудрость. Мы все готовы пожертвовать всё наше имущество, решительно всё, что может служить на пользу Шамбале. Все всадники будут на конях, когда благословенный Ригден-Джапо пожелает иметь их».
Когда приближаетесь к Турфану, то ещё большее количество легенд доходит до вас. Древние буддийские пещерные храмы, подземные ходы, наконец, старые подземные арыки для орошения – всё это придаёт необычность этой местности. Опять всё это приводит к тому же понятию о далёкой священной стране, где живут мудрые люди, готовые помочь человечеству.
Рассказывается:
«Из пещеры как-то вышел незнакомый человек, высокий и не в нашей одежде. Пришёл на базар в Турфан. Хотел овощи купить, только даёт за них золотую монету, а как рассмотрели её, видим, что таких денег уже тысячу лет как не бывало. Этот человек пришёл из Святой Страны».
Или говорят:
«Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая. Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу – помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны».
«Несколько всадников совсем особого вида были видны около пещеры. А затем исчезли они. Должно быть, ушли через подземный ход в свою страну. По их ходам даже на коне проехать можно».
И сколько таких неизвестных всадников-посланцев привлекает внимание.
Перед Зайсаном наш калмыцкий лама указывает на юго-восток, где серебрится снегами хребет:
«Вот там священная наша гора Саур. С вершины её в ясные дни видны горы Священной Страны. Под горою засыпан песками город Аюши-Хана. Можно видеть ещё и стены, и храмы, и субурганы».
Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников – финно-тюркский род, затерянный в Алтайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя – Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединённого племени. И ещё чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.
В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро.
Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие. Одна звучит так:
Вы, живущие за белыми облаками –
За синими небесами –
Три Курбустана!
Ты, носящий четыре косы –
Белый Бурхан!
Ты, Владыко Алтая –
Белый Бурхан!
Ты, населяющий вокруг себя
Народы, в золоте и серебре,
Белый Алтай!
Ты, сияющий днём!
Ты – Солнце Бурхан!
Ты, сияющий ночью!
Ты – Месяц Бурхан!
Пусть зов мой запишется
В священную книгу Садур!
Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли её. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления Благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на Белом коне появляется на горах Алтая, и растёт вера в Белого Бурхана. В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдёт последняя битва людей и что из-за далёкой Белой Горы сияет уже свет Белого Бурхана. И при этих словах головы собеседников обращаются на юг от Алтая, туда, где далеко вздымаются высочайшие горы, сверкающие в снежном уборе. Такое случилось среди ойротов в Алтайских горах.
В тех же горах и другое чудо замечено и опять в направлении Шамбалы и светлого будущего. В тех же алтайских округах живёт много староверов. Века тому назад они скрылись в тёмных лесах, спасая свою старую веру от новых законов Никона, а затем Петра.
В чистоте и строгости ещё соблюдается там старинная вера. Они имеют свои иконы и своих начётчиков и блюдут свои молитвы и обычаи. И даже при последних событиях в Сибири этот край внутренно был мало затронут.
В середине 19-го столетия необычайная весть была принесена к алтайским староверам:
«В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими – там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье». <...>
Н. К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана .
Из фондов Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха. Россия. Москва.
Холст, темпера. 73.1 x 116.7 см.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4