Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1
Картина «Гэсар-Хан». Метущееся в огненном зареве небо. На его фоне гордый силуэт всадника с натянутым луком. Стрела нацелена в самую гущу стихийной схватки. Человек дерзновенно утверждает себя равноправным участником Космических свершений. Звучит блоковское:
И тогда в гремящей сфере
Небывалого огня —
Светлый меч нам вскроет двери
Ослепительного Дня!
Космос! Сверкающее величие Беспредельности неизмеримо перед лицом человека! Но в этой неизмеримости как раз и черпает человек свои силы.
Он посягнул на самое большое и великолепное и уже узнает себя строителем вселенной. Не опасайтесь: рука Гэсар-Хана не дрогнет, и стрела поразит цель — убежденно говорит кисть Рериха.
Может быть, кто-то попытается возразить: но ведь это же Гэсар-Хан, а где наш современник?
На такой вопрос, пожалуй, никто, кроме самого современника, ответить не вправе. Поставим его перед картиной Рериха «Гэсар-Хан» и хотя бы перед картиной Лактионова «В новую квартиру» и спросим: в какой из них он себя узнает? Ответ предрешен. Никто, конечно, не думает отрицать необходимости отображения быта в изобразительном искусстве и умалять значение бытовиков. Но быт, не озаренный сознанием бытия, это уже не тот быт, к которому стремится современность. Нам нужны новые масштабы не только для того, чтобы измерять космические пространства, но и для того, чтобы устраивать свою жизнь на Земле. И к кому, как не к нам, обращены слова Рериха:
«Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия Космоса, то это путь истинный.
И этот Космос — не тот недосягаемый Космос, перед которым только морщат лоб профессоры, но тот, великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звезды на всех неисчислимых планах».<…>
Н. К. Рерих. Гессар-хан. 1941г.
Из фондов Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха. Россия. Москва.
Холст, темпера. 91 х 152.5 см.
Источник Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие. Московская квартира Ю.Н.Рериха. Каталог.Фотохроника.Архивные документы. М.: МЦР, 2010
Примечание На обороте на подрамнике (утрачен в 1957 г.)
графитным карандашом поздняя надпись: [041486].
Находилась в московской квартире Ю.Н.Рериха с 1958 г. по 2000-е гг.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1