Безопасность и правильное поведение в критической ситуации важны для любого ребёнка. И особенно для детей с аутизмом, которые могут быть невербальны, не знать, как попросить помощи или как правильно реагировать в сложной ситуации.
Лучший способ обеспечить безопасность ребёнка и подготовить его к экстренным ситуациям -- определить риски, характерные для этого ребёнка, и найти инструменты для обеспечения его безопасности.
🆘 Главные риски для безопасности детей с РАС включают:
- блуждание / потеря
- трудности в общении или неспособность общаться
Неадекватные эмоциональные/физические реакции со стороны ребёнка или его самостимулирующее поведение могут негативно повлиять на оказание ему помощи.
Какие меры можно предпринять превентивно?
❌ Ребёнок покидает безопасную зону: публичное место.
✅ Как предотвратить?
1 • Определите потенциальные триггеры, которые могут привести к уходу ребёнка из зоны безопасности.
Некоторые дети уходят, заметив интересный объект, другие -- оказываются в слишком шумном или людном для них месте и стараются найти место поспокойнее.
Дети могут скрываться из виду, пытаясь привлечь ваше внимание. Убедитесь, что ваш ребёнок хорошо знает, как привлечь ваше внимание надлежащим образом. Например, он дотрагивается до вашего плеча, если ему нужно ваше внимание.
2 • Будьте начеку, чтобы предотвратить попытку бегства, если распознали триггер.
Спросите ребёнка на понятном ему языке, нужно ли ему передохнуть. Если он вербален, научите его самостоятельно просить о перерыве/отдыхе. В ином случае научите ребёнка сигнализировать о необходимости в отдыхе, например, дав специальную карточку.
3 • Прежде, чем пойти куда-либо с ребёнком, объясните ему, куда вы идёте.
Используйте доступный и понятный язык, объясните, как он должен себя вести. Донесите, что он всегда должен быть рядом с вами и что, возможно, ему надо будет держать вас за руку. Некоторые дети противятся держанию за руки, но здесь надо помнить, что это обязательная мера.
4 • Включите поощрение в пояснение ожидаемого правильного поведения.
«Пожалуйста, держи меня за руку в магазине, и после магазина я дам тебе планшет с мультиками». Не скупитесь на похвалу, если он держится рядом с вами в публичном месте.
5 • Научите ребёнка отзываться на своё имя, вербально или невербально.
Вербального ребёнка следует научить ответам на такие вопросы, как: «Как тебя зовут?», «Какой номер телефона у твоих родителей?» и «Где ты живёшь?».
Важно: Под обучением ребёнка отзываться на своё имя обычно подразумевается, что он должен посмотреть на вас, когда вы его зовете. Если же вы хотите, чтобы он подходил к вам, когда вы называете его имя, тогда нужно учить именно этому. С детьми, имеющими тенденцию выбегать на дорогу, используйте простую команду вроде «Стоп» или «Замри». Если вы начнёте выкрикивать имя убегающего от вас ребёнка, он может просто не понять, что должен остановиться.
6 • Спланируйте ваш поход заранее.
Узнайте расположение выходов в помещении, насколько людно там может быть, будут ли рядом улицы с интенсивным движением и т.д.
Как вариант, снабдите ребёнка каким-либо удостоверением личности вроде бейджика или браслета с именем и номером вашего телефона.
❌ Ребёнок покидает безопасную зону: дом.
✅ Как предотвратить?
1 • Как и в первом случае, определите триггеры, побуждающие ребёнка сбежать, и примите меры по обеспечению безопасности дома.
Дети могут бродить по ночам, если им не спится. Иногда они покидают дом, увидев нечто интересное в окно. Определив триггеры, займитесь корректировкой поведения.
2 • Обустройте жилое пространство так, чтобы оно было более надежным.
Установите замки на двери и специальную защиту на окна.
3 • Общайтесь с соседями.
Объясните им, что ребёнок имеет склонность уходить из дома, и может не реагировать на своё имя. Убедитесь, что у ваших близких соседей есть ваш телефон и фотография вашего ребёнка, чтобы они могли незамедлительно связаться с вами, если увидят его гуляющим без сопровождения.
4 • Если дома находится много людей, например, вы празднуете что-нибудь, попросите как минимум двух людей приглядывать за вашим ребёнком.
5 • Напишите и поместите на видном месте в доме список домашних правил, одно из которых должно запрещать ребёнку покидать дом без разрешения родителей.
6 • Учите его отзываться на своё имя (вербально или невербально) и поощряйте каждый раз, когда он отзывается. Делайте то же самое, но уйдя в другую комнату — если он приходит на ваш зов, опять же, поощряйте.
7 • Проанализируйте и измените свою реакцию.
Как вы ведёте себя, догнав удирающего от вас ребёнка? Кричите ли вы на него, злитесь, начинаете поучать? Если ребёнок часто ведет себя подобным образом, возможно, ваша реакция побуждает его делать это снова.
Постарайтесь реагировать на побеги ребёнка как можно менее интенсивно и уделяйте ему БОЛЬШЕ внимания, когда он рядом с вами или в зоне вашей видимости. Хваля ребенка, используйте конкретику, например «Молодец, что играешь на веранде».
Если ребёнок уходит с веранды, верните его туда, по минимуму используя зрительный и вербальный контакт. Стимулируйте надлежащее поведение, когда ребенок находится снаружи — быть рядом со взрослым! — посредством поощрения.
✅ Расскажите ребёнку о его безопасности.
1 • Разработайте план и ведите непрерывный активный разговор с ребёнком относительно его личной безопасности.
Если вы регулярно, например, раз в две недели не повторяете со своими детьми правила безопасности, они не вспомнят о них, когда придёт опасность.
2 • Учите ребёнка определять человека по степени "близости". См. фото: пособие "Моя безопасность".
Его окружают члены семьи и близкие соседи; школьные сверстники и друзья родителей; учителя, персонал (дворники, охранники); знакомые сотрудники местных магазинов (продуктовый магазин, универмаг); полиция, пожарные, врачи и медсестры.
Проговаривайте, насколько можно доверять тому или иному человеку, о чём можно с ним общаться, можно ли соглашаться идти куда-либо или принимать подарки, угощения.
3 • Расскажите ребёнку про профессиональную помощь.
Воспитатели и учителя, полицейские, пожарные, врачи. Ребёнок сможет определить такого человека среди прочих. Сами сотрудники служб обычно имеют слабую подготовку и опыт работы с людьми с РАС. Важно, чтобы ваш ребёнок узнал такого человека, чувствовал себя комфортно и взаимодействовал с ним.
4 • Находясь в общественных местах или в компании, по возможности, создавайте «систему друзей».
Взрослый или другой ребёнок держит вашего за руку и следит за ним. Это поможет вашему ребёнку чувствовать себя комфортно с другими людьми, не членами семьи.
5 • Ребёнок должен знать, что правила безопасности нарушать нельзя.
Избегайте пеших маршрутов мимо заброшенных зданий или гаражей, нерегулируемых пешеходных переходов, неосвещенных улиц, улиц с невысокой проходимостью. Озвучивайте опасность открытых люков, открытых окон, трансформаторных будок.
✅ Используйте специальные бэйджи, браслеты или брелок.
Незаменимы для невербальных детей, которые не могут сообщить окружающим своё имя, адрес или номер телефона. С помощью GPS-датчика вы сами можете отслеживать местоположение ребёнка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев