Однако вернёмся к теме нашего разговора с читателем. Данный миф заключается в следующем: якобы советская власть (в данном контексте имеется в виду временной промежуток от 1917 до 1991 года), особенно в первые годы после своей победы, с ненавистью и подозрением относилась к классической русской культуре и даже пыталась искоренить её.
Этот миф, ничего общего не имеющий с реальностью, остается, тем не менее, одним из самых живучих. В качестве подтверждения своих сомнительных идей сторонники мифа любят приводить стихи поэта Владимира Кириллова, написавшего в конце 1917 — начале 1918 года, ставшие «хрестоматийными» строки:
Во имя нашего Завтра —
сожжём Рафаэля,
разрушим музеи,
растопчем искусства цветы.
Ну, выразил один из поэтов свою позицию. К слову, уже через год Кириллов её изменил и написал такие строчки:
Он с нами, лучезарный Пушкин, и Ломоносов, и Кольцов
Позиция пренебрежения русской культурой имела место в то время быть и, более того, выражалась в гораздо худших интерпретациях:
Россия как таковая нас не интересует. Мы её используем, как охапку хвороста, для разжигания мировой революции (Лев Троцкий).
Но всё-таки — это далеко не декрет Сонаркома или постановление ВЦИК. Более того, председатель того же Совнаркома в октябре 1920 года пишет:
Марксизм (напомним, что в то время господствующая идеология в Советской России — наше замечание при цитировании) завоевал себе своё всемирно-историческое значение как идеология революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал всё, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе… может быть признана развитием действительно пролетарской культуры.
Нет комментариев