По официальной версии книжных магазинов, книга в доступной форме отвечает на ряд научных вопросов. Например, почему мы склонны к перееданию? Как оказываемся во власти вредных привычек? Как объятия влияют на концентрацию гормонов? По факту, она про другое. Она про то, как надо мыслить в современном информационном обществе.
Словами автора:
У меня другая основная задача: срубить сук, на котором сижу, сделать так, чтобы читатель меньше зависел от научного журналиста в поиске и анализе информации. В данном случае мне важен даже не вопрос о том, работает ли гомеопатия. Важнее показать, как именно я пришла к ответу. Максимально раскрыть карты. Лишить свою профессию ореола таинственности. Показать, что читать научные статьи под силу более или менее каждому, и продемонстрировать на конкретных примерах, почему способность оперировать научной информацией — это очень полезный навык, повышающий коммуникативную ценность, личную безопасность и уровень интереса к жизни.
Полезно сделать себе закладку на этом абзаце, благо он последний во введении, и перечитывать до и после каждой главы. Задача читателя не в том чтобы поверить или нет, а в том, чтобы увидеть логику рассуждений. Одной из особенностей человеческого мышления является природная способность обобщать и забывать лишнее (по этому поводу полезно вспомнить книгу Педро Домингоса «Верховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мир»), а это значит, что дюжины примеров будет достаточно чтобы увидеть единую для всех логику рассуждений.
Интересные цитаты:
"А чем меньше развит навык перепроверять информацию и разбираться, тем в большей степени человек склонен принимать на веру те концепции, которые ему случайно где-то попались, — чем активно пользуются шарлатаны всех мастей".
"Когда нам нужно принимать решения в условиях недостатка информации (то есть вообще всегда), мы прекрасно умеем ориентироваться на интуитивные представления о хорошем и плохом, оперировать единичными знакомыми нам примерами, идентифицироваться с референтной группой. Все это хорошо, все это обычно работает, именно на это была направлена эволюция нашего мозга".
"когда автор, пользуясь дивидендами от своего напечатанного текста, оказывается на пресс-конференции, перед телекамерой, отвечает на вопросы после публичной лекции, — он обычно позволяет себе намного большую степень категоричности. Это в значительной степени непроизвольная реакция: ты и сам лучше помнишь то, что кажется тебе ярким, а перепроверить в режиме прямой речи не можешь; ты понимаешь, что если отвечать совсем корректно, то это история на полчаса, а регламент предполагает две минуты; наконец, сложно не говорить того, чего от тебя явно и откровенно ждут журналисты и аудитория, а они ждут чего-нибудь простого, яркого и восхитительного".
"Даже если ты не хочешь вводить никого в заблуждение, в устной речи это почти неизбежно. А уж если ты сознательно хочешь ввести общественность в заблуждение — нет ничего проще, чем сделать это во время публичного выступления".
"В повседневной, бытовой речи существует дихотомия «теория — практика», которая подразумевает, что теория — это что-то оторванное от жизни, неподтвержденное. В научной речи слово «теория» означает совсем другое: обоснованную, стройную и многократно с разных сторон подтвержденную систему представлений, позволяющую объяснить и предсказать большое количество разнообразных фактов".
"(кстати, у собак и у тасманийских дьяволов описаны опухолевые клетки, способные передаваться от одной особи к другой, то есть по сути дела настоящие патогенные микроорганизмы)".
"Мы относим себя к какой-нибудь из групп и посмеиваемся над представителями противоположной. Мы фильтруем информацию не по признаку достоверности, а по признаку соответствия нашим первоначальным установкам. И самое забавное — что это далеко не всегда совпадает с нашим реальным пищевым поведением".
"сегодня атеизм в целом более благоприятен для индивида и общества, чем вера в Бога, хотя бы потому, что с момента появления авраамических религий у нас слегка изменились представления о хорошем и о плохом".
"никакая корреляция, во-первых, не означает причинно-следственной связи, а во-вторых, не позволяет вообще ничего сказать о любом конкретном человеке"
"ничто так не портит хорошую идею, как ее сторонники".
"ставить эксперименты не так, чтобы доказать гипотезу, которая нам нравится, а так, чтобы честно попытаться ее опровергнуть и судить о ее перспективах по успеху этого мероприятия".
"Я верю, что сама привычка к интеллектуальной деятельности меняет мозг в правильном направлении, формирует такие нейронные сети, с которыми гораздо сложнее быть не только глупым, но и злым или несчастным, скучающим или напуганным — просто потому, что мир становится понятнее, а значит, безопаснее и интересней".
"только для первичного знакомства с совершенно новыми областями обращались бы к популярным пересказам".
СКАЧАТЬ:
FB2→
https://yadi.sk/i/XcSoJkPDe7fSXw
PDF→
https://yadi.sk/i/QEo62ryvmk8nIA
Аудиокнига→
https://yadi.sk/d/69mBGeouApXBDg
Комментарии 3