О чем говорит эта фраза? О том, что ели у детей есть проблемы в поведении, то и их родители плохи? Вовсе нет, это не упрек родителям. Это говорит о том, что дети – это продолжение своих родителей, а значит, нерешенный задачи родителей наследуют дети.
Дети своим поведением не осознанно указывают своим родителям, что в их, в родительской взрослой жизни что-то не разрешено. Фраза: «У хороших родителей не бывает плохих детей», - это указатель на то место в семейной системе, откуда идет проблемное поведение у ребенка.
И не важно, сколько ребенку лет. Причины проблем в отношениях с ним – это семейная система: родительская семья или возможно, семьи бабушек и дедушек. Плохое, «неправильное» поведение, нежелание учиться, агрессия и даже заболевания детей берут свое начало в семейной системе. Семейная система – это не только папа, мама и ребенок. Это несколько поколений родственников, прежних партнеров, рано умерших, принадлежащих родительским системам мамы и папы. Все они своими судьбами оказывают влияние на очень многие события на судьбу человека и на жизнь и поведение ребенка тоже.
Эта статья – это лишь начало цикла статьей о том, что происходит с детьми в семейной системе. Что происходит с нашими детьми?
Когда ребенок ведет себя как-то не так, агрессивно, «плохо», «неправильно», родители пытаются найти способы воздействовать на его поведение. Это может быть уговоры, убеждения, разъяснения, но так же это может быть наказание, в том числе применение физического, психо-эмоционального насилия (избиение, шантаж, манипулирование , изоляция и так далее). Но дет ли это желаемый результат? Редко. Кроме того, ребенок, переживший насилие со стороны родителей всю жизнь может нести последствия перенесенной психотравмы.
В своей работе я использую принципы, описанные Бертом Хеллингером, которые описаны им, как порядки души. Этот подход в моей практике доказал высокую эффективность в решении многих семейных и не только вопросов. Если родители готовы что-то делать для своих детей, они могут сделать – этот важный шаг – прийти к психотерапевту для решения проблемы, для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь ребенка лучше. Если такой готовности нет, то родители (папа или мама, или оба) будут купаться в своих страданий, но никуда не пойдут. Вот здесь и кроется основной вопрос, куда направлена любовь родителей? Куда направлена любовь ребенка?
Что же стоит за поведением ребенка? Почему дети ведут себя «неправильно»? Почему вдруг у хороших родителей появляются плохие дети?
Любовь ребенка к родителям безусловна. Родители – это те, кто передали ребенку жизнь, и ради них в душе ребенок для них готов на все. Что значит готов на все? Готов оказывать им эмоциональную поддержку, утешать, хотя в семье - это незадача ребенка. Готов нести вместо родителей их глубокую боль или печаль, например из-за смерти их мамы или брата. Ребенок готов брать на себя вину, которая кем-то из их семьи не принята, и искупать ее ценой собственной жизни. Ребенок готов на многое, и делая это, он ведет себя не так, как нам бы хотелось.
На самом деле такой ребенок отягощен чем-то, что идет из его семейной системы. Он сам не может разрешить это, он слишком мал. А родители? Родители могут, но, не зная о принципах взаимосвязей в семье, они тоже бессильны. А зная об этих принципах, каждый ли родитель сделает шаг навстречу решению? Нет. Ведь иногда намного легче, когда твою боль и твою вину несет кто-то. Весь процесс происходит абсолютно неосознанно. И поэтому, многие проблемы нерешенные родителями, несут их дети. Так некоторым родителям легче…Только, став взрослым ребенок сможет, самостоятельно прийти к психотерапевту, чтобы снять с себя груз предков. Но всегда ли он это сможет сделать? Нет, иногда его любовь так велика, что он будет болеть, нарушать закон, выписывать, находиться в депрессии, и даже умирать…из любви к своим родителям. Вот это цена любви нашего внутреннего ребенка,
Анн Анселин Шутценбергер пишет об этом: «Можно с уверенностью утверждать, что в своей жизни мы менее свободны, чем полагаем. Однако мы можем отвоевать нашу свободу и избежать повторений….Таким образом, мы сможем, наконец прожить свою жизнь, а не жизнь наших родителей, или бабушек и дедушек, или, к примеру, скончавшегося брата, которого мы «заменили», порой даже не осознавая этого».
Таким образом ребенок своим поведением отражает процессы семейной системе. Если у хороших родителей плохие дети, значит, родители не захотели что-то разрешать в своей семейной системе. Так ли они при этом хороши? Нет. Они не лучше и не хуже своих детей, они такие же. Ведь ребенок – это папа и мама, это продолжение их, это продолжение их жизней.
А мама и папа это тоже любящие дети своих родителей, они что-то несут из своей семейной системы. Но что выберет современный родитель: возможность разрешить что-то совместно с психотерапевтом, чтобы облегчить ношу ребенка, чтобы по мере взросления его детская привязанность превратилась во взрослую любовь ребенка к своим родителям? Или второе: страдание, нарастание конфликтов между родителем и ребенком? Часто родительская любовь ведет к психотерапевту, а иногда страх выйти за привычные рамки оказывается сильнее и в системе ничего не меняется.
Чем может быть обусловленное «плохое», «неправильное» поведение ребенка? Возможно ребенок связан с кем-то из прежних партнеров своих родителей, замещает его, указывая таким образом, что партнер прежний исключен и должен быть принят в семейную систему? Возможно, ребенок хочет умереть вместо кого-то из родителей? Или он несет на себе бремя чьей-то вины? Возможно, ребенок смотрит на того, кто исключен в семейной системе (умерший ребенок, абортированные дети, умерший родитель и т.д.)?
Варианты можно предполагать несколько, но в каждом случае связь всегда носит индивидуальный характер и решение для выхода из ситуации тоже индивидуально. Например, зависимость ребенка (подростка) от алкоголя, наркотиков, игры всегда отражает несколько тяжелых взаимосвязей в его семейной системе.
К сожалению, большинство родителей при этом видят проблему только в ребенке, и поэтому стараются всеми силами заставить его прекратить нежелательное поведение. Тем самым они вступают в неравный бой, потому что алкогольная зависимость, наркотическая, игровая у ребенка были предопределены системой. И зависимость, беря начало в системе, всегда сильнее желания одного человека. Поэтому родственники не желая знать об этих процессах, не работая с ними, только утяжеляют течение зависимости.
Есть ли готовность в системе к переменам? Возможно ли сделать родителям что-то для улучшения физического и психического состояния здоровья? Это сразу можно определить на первом приеме терапевта.
Много родителей прошло этот путь от конфликта и непонимания своего ребенка до его излечения, до изменения поведения. Отношения между родителем и ребенком становятся совершенно иными, и это позволяет и родителям и детям расти дальше. Поскольку, тот тяжелый груз предков, который ограничивал обоих дает новое начало не только отношениям, но и возможностям семьи.
Вот что делают маленькие дети в нашей семье. Своей любовью, через свое поведение и болезни, они направляют поиск родителей, на то тяжелое, что стоит за многими семейными проблемами. Они неосознанно подталкивают нас к новому в нашей жизни. Их цель – избавить семейную систему от боли. Через принятие исключенного и определение своего места в семейной системе, многое разрешается не только для ребенка, но и для его родителей!
©Оксана Солодовникова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1