- Frank Holland / guitars, vocals, Mellotron & Leslie guitar (5)
- Robert Webb / Minimoog, Hammond, harpsichord, Mellotron, Fender Rhodes, piano, Hohner clavinet, 12-string guitar (5), vocals
- Martin Henderson / bass, acoustic guitar (5), vocals
- Jode Leigh / drums, vibes, percussion, bass (5), vocals
Garden Shed — дебютный альбом английской группы прогрессивного рока England, вышедший в 1977 году на Arista (ARTY 153) в Великобритании и Голландии. Переиздавался в 1988 году в Японии (Arista ERS-28024). Это все доцифровые издания альбома на виниле.
ИСТОРИЯ
Группу создал в 1975 году и дал ей громкое имя England (Англия) ударник Марк Ибботсон. Состав какое-то время менялся, но сразу утвердилось его ядро: клавишник Роберт Уэбб и басист Мартин Хендерсон. Гитаристом поначалу был Джеми Моузес, с которым Уэбб до этого работал над одним нереализованным альбомом.
Изюминкой группы был меллотрон Mk II, модель 1964 года, которым обладал Ибботсон, и клавишник Уэбб естественно проявил к нему интерес. По его словам, "он открывал огромные возможности, давал музыканту контроль над музыкой, какой бывает у дирижёра над оркестром... Меня интересовала мощная музыка. Какой прок издавать хилые звуки? Меллотрон одарил меня мощностью. Я ещё немного подколдовал, модифицировал его под себя, отчего стал ближе к этому инструменту, чем многие другие клавишники".
Проблема была в том, что Mk II был слишком тяжёлый (160 кг), чтоб возить его на концерты. Дабы сделать инструмент переносным, Уэбб разрезал его пополам и, оптимизировав пространство, поместил в новый корпус.
Группа жила в арендованном доме в графстве Сассекс, а репетировала и выступала в театре Hazlitt в г. Мэйдстоун. По словам Уэбба: "Мы жили и работали дружным коллективом, но Марк считал себя основателем и лидером группы, он также контролировал финансы".
England того периода не только выступала, но и записала на лондонской Marquee Studios эпичную композицию "The Imperial Hotel", однако плодотворный твоческий процесс не достаточно подпитывался в финансовом отношении, и из группы ушёл гитарист. Позже Джеми Моузес стал широко известен, благодаря музыкальным проектам Брайана Мэя и позднего Queen, где он был задействован в качестве второго гитариста. А на его место в England был взят Фрэнк Холланд.
А в марте 1976 группу покинул даже её основатель Марк Ибботсон, причём сразу после демонстрационного выступления, которое было устроено специально для разных компаний грамзаписи. Он ушёл, несмотря на то, что к England проявила неподдельный интерес фирма Arista Records. Группе пришлось пять недель давать объявления и прослушивать ударников, пока не удалось найти Джоуда Лей, который лучше всего вписался в музыкальное направление England.
Arista в конце концов заключила с группой контракт и направила музыкантов в студию. 1976-ой прошёл в репетициях и записи альбома, получившего название Garden Shed ("Садовый сарай" или "Сарай в саду"). Альбом писался сначала в Мэйдстоуне на мобильной студии The Rolling Stones, а затем в лондонских студиях Air и Morgan.
Хотя авторские песен альбома были поделены на всю группу, Роберт Уэбб позже раскрыл, кто автор каждой из них. Он сочинил "All Alone" (Совсем один) и "Three Piece Suite" (Сюита в трёх частях), и они исполнялись ещё в 1975 году, а "Midnight Madness" (Полуночное безумство) была написана для этого альбома. Фрэнк Холланд написал "Poisoned Youth" (Отравленная юность), а Джоуд Лей — "Yellow" (Жёлтый) и "Paraffinalea".
"Обычно каждый трек сочинял кто-то один", — вспоминал Роберт Уэбб, — "потом куча идей для него постепенно записывалась на многоканальник Revox. У группы был общинный менталитет, всё доводилось до ума вместе и авторство делилось на всех. Такой подход сложился у Genesis, судя по титрам на их альбомах, и мы решили его перенять".
"Ничто не сочинялось в студии. Мои композиции возникли и развились в различных домах, где жила группа — в Танбридж Уэллсе и Кроуборо, я всё это писал на магнитофон Revox. Так были сделаны многие аранжировки для клавиш и вокала. В случае с "Paraffinalea", Джоуд сидел однажды в гостиной и наигрывал что-то на небольшой ударной установке, а я записал и потом наложил свои партии.
Фрэнк сочинил "Poisoned Youth" у себя в спальне в Кроуборо, играя главным образом на пианино. Джоуд записал зачатки "Yellow" у себя в спальне на "Ревокс", использовав бас Мартина и мой Fender Rhodes. Вступление к "Midnight Madness" было восстановлено с версии "Ревокса", где использовался один лишь MiniMoog. "Муг" может играть только один звук за раз, а секвенсоров в то время у нас не было, поэтому я как начал со звучания наподобие арфы, так оно и продолжается через всю песню. Мы нарочно использовали в ней приём рубато (варьирование темпа). Никогда не пользовались клик-треком (дорожка с метрономом) предпочитая естественную для человека не очень регулярную пульсацию".
Джоуд Лей был не просто ударник, но талантливый мульти-инструменталист и композитор. Помимо написанных им песен, он принимал активное участие в развитии и аранжировке сочинений своих товарищей. Джоуд сам спел главный вокал в своей песне "Yellow". Когда ударник записал в ней и бас, клавишник Уэбб предложил каждому из членов группы записаться с каким-нибудь "вторым", то есть не своим инструментом. Сам он сыграл на акустической двенадцатиструнке, басист Мартин Хендерсон — на акустической шестиструнке, а гитарист Фрэнк Холланд — на Меллотроне.
Музыканты приходили в студию с готовым, отрепетированным материалом, хорошо аранжированным на собственном многоканальнике Revox, так что оставалось только найти в студии подходящий звук. Записывали большую часть вживую, очень мало что накладывалось потом. Уэбб добавлял рояль, дабы усилить музыку и заполнить пробелы, если где попадались таковые.
В ответ на сравнения звучания альбома England - Garden Shed как смесь Yes и Genesis, Уэбб сказал: "Я считаю, что у England было своё уникальное качество. Конечно, мы испытывали влияние других артистов, как например на Бетховена большое влияние оказал Гайдн, а на Стравинского Чайковский. На меня лично много что повлияло, упомяну только несколько, которых не заметили критики: Queen, ELP и Magna. У других участников группы были конечно другие влияния, но кто бы на нас не влиял, мы стремились придать смысл собственному звучанию".
Помимо Меллотрона MKII Уэбб использовал на записи альбома орган Hammond RT3, Clavinet D6, одноголосный монофонический аналоговый синтезатор MiniMoog, электропиано Fender Rhodes, фортепиано Bösendorfer и клавесин.
England имела полную свободу при записи альбома, Arista не вмешивалась никоим образом, что и как им писать. Группа также сама выбрала для сингла песню "Paraffinalea" — слово, которое ничего не означает, в том числе в контексте песни. Это наверное игра со словом "Paraphernalia" — параферналия. От сингла не ждали какого-то успеха: для England, как и любой уважающей себя прогрок-команды было характерно альбомное мышление.
"Наш "рынок" был альбомно-ориентирован", — говорит Уэбб, — "и синглы нас не интересовали, а вот визуальная сторона дела — да. У нас были идеи комбинировать музыкальный и визуальный ряд. В 1975 группа дважды выступала в трико, с манекенами и прочим театральным антуражем на сцене. Наша концепция смешивала музыку и театральными идеями".
Пение птиц в альбоме записано с натуры на магнитофон Revox двумя старыми добрыми микрофонами Shure SM58 ранним утром с балкона в доме, где группа жила в Кроуборо. Звуки ручья были записаны на опушке Эшдаунского леса на Revox с микрофоном Neumann. Многоканальник Revox отнюдь не портативная вещь, так что пришлось попросить хозяев дома, ближайшего к ручью, подключиться к их розетке. "Нойманн" сделал своё дело, записал ручей и упал в него, навсегда выйдя из строя, а звучание ручья не столько слышится, сколько "чувствуется" сквозь пение Фрэнка Холлэнда.
НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА
Обложку Garden Shed сделал художник-дизайнер Майк Косфорд. Он обрёл известность после оформления обложки к альбому 1975 года "Peter and The Wolf" (Это было довольно успешное переложение симфонической сказки С. Прокофьева на язык рок-музыки. В проекте участвовали Гари Мур, Кози Пауэлл, Манфред Манн, Фил Коллинз, Элвин Ли, Брайан Ино, Крис Спеддинг, Джек Ланкастер и другие известные британские музыканты).
Идею обложки придумал Роберт Уэбб. Он предложил сделать дизайн на базе этикетки традиционного английского мармелада "Golden Shred" (Золотой ломтик). Эта сладость выпускается в Британии вот уже с 1864 года, знакома там с детства каждому и потому вызывает "чисто английские ассоциации". Название Garden Shed также предложил Уэбб, и группа одобрила его. Во-первых, оно звучало похоже на Golden Shred, а значит ассоциировалось с дизайном обложки.
Во-вторых, Garden Shed — "Садовый сарай" — это очень английское явление. В Британии больше, чем в любой другой стране сараев на душу населения: около 2/3 британцев обладают этой заветной постройкой на заднем дворе своего дома. Для типичного англичанина сарай это более, чем место, где хранятся какие-то инструменты, садовый инвентарь. Для мужчин, например, он часто играет такую же роль, какую для советских мужчин играл гараж в стороне от дома: они торчат там, сбегая из дома, дают выход любимым занятиям, подальше от жены и тёщи. Garden Shed — это домашний оазис, где люди укрываются от мира, погружаясь в свой индивидуальный мир.
Кстати, на конверте написано, что к этому альбому был изготовлен буклет, содержащий все тексты, иллюстрации к песням и информацию о группе. Желающим приобрести буклет предлагалось заказать его по почте за один фунт стерлингов и указывался адрес, по которому надо было отправить деньги. Однако буклеты никто не получил. Менеджеру пришлось возвращать эти фунты обратно, поскольку буклеты так и не были напечатаны. Были разработаны их макеты, но денег на печать не было.
ВЫХОД В СВЕТ
Альбому Garden Shed, как впрочем и самой группе не повезло с "Аристой". Они заключили контракт с одним директором, но в процессе записи его сменил другой, который совершенно не был заинтересован ни в England, ни в какой-либо вообще прогрок-группе. Arista занималась преимущественно танцевальной музыкой, а в 1977-ом, как известно, был разгар музыки диско.
Поэтому, когда альбом вышел в свет, он даже не получил должного промоушна. Была реклама на разворотах двух ведущих британских музыкальных журналов Melody Maker и NME. И всё. Более того, в неделю выпуска альбома оба менеджера "Аристы", занимавшиеся маркетингом, ушли в отпуск.
Ещё больше усугубляла обречённость Garden Shed сама эпоха, в которую он вышел. В 1977 году в Великобритании презирали любую музыку, кроме панк-рока. Критики злобно ополчались на всё, где звучало больше трёх аккордов. Утончённый прогрессивный рок альбома Garden Shed просто не нашёл тогда своего слушателя, а Melody Maker, не вслушиваясь особо, охарактеризовал музыку England как "Yes в стране игрушек".
Понятно, что турне в поддержку альбома никто не организовал, и его песни не звучали со сцены. По словам Уэбба, после выпуска альбома, группа начала писать новый материал, а летом 1977 England уехала на юг Франции, где, совместив приятное с полезным, играла сезон в местном ночном клубе. "Мы стали резидентами в одном ночном клубе", — вспоминал Уэбб, — "поэтому пришлось выучить кучу каверов. Это был невообразимый набор: "Blues Variation" Эмерсона, Лэйка и Палмера, The Isley Brothers - "Live it Up", Family - Burlesque, Manfred Man’s Earth Band - Joybringer и Pink Floyd - Money".
Менеджмент группы был никудышный, продажи альбома очень низкие, время для прогрока самое неподходящее, так что осенью 1978 года England распалась.
Знатоки прогрессивного рока считают альбом England - Garden Shed одной из лучших жемчужин жанра. Во всяком случае, пластинка стала достаточно редкой и ценной.
Нет комментариев