На одном из многочисленных психологических форумов была поднята тема об инфантилизме подрастающего поколения и его причинах. Если коротко, то все стенания комментаторов можно было свести к перефразированной цитате классика: "Ведь были ж дети в наше время!". После чего шли перечисления: "в пять лет бегал на молочную кухню за детским питанием для брата", "в семь лет брата из садика забирал", "в десять лет моей обязанностью было приготовить ужин для всей семьи".
Помню, я позволила себе иронично высказаться о прямой взаимосвязи между поведением детей и поведением родителей: "Если бы мамы были чуть более ленивы и не делали все за детей, то детям пришлось бы стать более самостоятельными".
Если подумать, это и в самом деле так. Ведь дети за последние десятилетия не стали реально хуже. Они не стали физически слабее и не утратили способности к труду. Однако возможностей для проявления своей способности к самостоятельным действиям у них стало меньше.
Почему? Потому что детская самостоятельность перестала быть жизненно важной потребностью для семьи, потребностью, освобождающей мамины руки и мамино время для зарабатывания на хлеб насущный. Более того, в восприятии многих родителей самостоятельность стала синонимом опасности.
А дети — они ведь не просто дети, а дети своих родителей, то есть являются частью семейной системы, где все элементы взаимосвязаны. Когда меняется поведение родителей, соответственно меняется и поведение детей.
Если все делать за ребенка, то у него не будет стимулов для развития. И наоборот, если взрослые перестают делать за ребенка то, что ему уже по силам, то ребенок начинает самостоятельно реализовывать возникающие потребности.
Почему несамостоятельные дети выгодны взрослым?
В чем выгода несамостоятельности ребенка? О, вы знаете, выгода очень проста: взрослые в этом случае получают внешнее подтверждение своей сверхценности, важности, незаменимости. Это бывает необходимо, если нет внутренней уверенности в своей ценности. И тогда фразу "Он без меня ничего не может" можно перевести так: "Я без него не могу, ведь только он дает мне подтверждение моей ценности".
Зависимость от ребенка вынуждает делать ребенка зависимым. Подсознание выстраивает свою логическую цепочку: "Если он ничего не может сам, значит, он никуда не уйдет, он всегда-всегда будет со мной, и в 20 лет, и в 40... Я всегда буду ему нужна, а значит, я никогда не буду одинокой".
Часто это даже не осознается. На уровне сознания мама может искренне переживать, что у ребенка никак не складывается жизнь. Но на подсознательном уровне она сама моделирует этот сценарий.
Я встречала людей, которые физически выросли, но при этом не стали взрослыми и самостоятельными. Не овладели навыком самоконтроля. Не приобрели способность принимать решения, брать на себя ответственность.
Я знала школьников, чьи домашние задания до выпускного класса контролировали родители. Я работала со студентами, которые не знают, зачем учатся и чего хотят в жизни. За них все всегда решали родители. Я видела дееспособных мужчин, которых на прием к врачу приводили мамы, потому что сами мужчины терялись, где взять талон и в какой кабинет занять очередь. Я знаю женщину, которая в 36 лет одна, без мамы, в магазин за одеждой не ходит.
"Вырос" и "стал взрослым" — не тождественные понятия. Если я хочу, чтобы мои дети были самостоятельными, инициативными и ответственными, то для этого надо предоставлять им возможность для проявления этих качеств.
Что-то еще кроме детей
Сейчас выскажу крамольную для большинства мам мысль: ребенок не должен быть на первом месте. У меня на первом месте — я. Потому что если я сейчас посвящу свою жизнь детям, буду жить исключительно их интересами, то через десять-пятнадцать лет мне будет очень сложно их от себя отпустить. Как же я буду жить без детей? Чем заполню образовавшуюся пустоту? Как удержу себя от соблазна вмешиваться в их жизнь, чтобы "осчастливить"? И как они будут без меня, привыкшие, что за них думает, делает и принимает решение мама?
А я самостоятелен?
На самом деле единственная и самая важная миссия родителей — научить ребенка быть самостоятельным.
Это значит:
самостоятельно мыслить;
самостоятельно принимать решения;
самостоятельно удовлетворять свои потребности;
самостоятельно планировать и действовать;
самостоятельно оценивать свои действия.
Самостоятельный человек знает, чего он хочет, и знает, как он может этого достичь. Самостоятельный человек независим.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев